Возможно, Вы слышали о том, что многие дети пишут слова зеркальным способом. Или читают слова задом наперёд, иногда заменяя в них звуки на похожие. Норма ли это для ребёнка? Да, но иногда такие признаки могут стать звоночком для беспокойства. Что такое болезнь дислексия, и каковы её признаки?
Краткое описание
Дислексия — расстройство навыков чтения из-за плохой сформированности или распада некоторых функций психики, отвечающих за процессы зачитывания и письма. Выражается расстройство в постоянно повторяющихся недочётах при чтении и письме. Если рассматривать с точки зрения психолингвистики, то дислексия — нарушение в связях зрительного, речедвигательного и речеслухового анализатора. Дело в том, что зачитывание задействует все анализаторы, заставляет поэтапно включать зрительное восприятие, соединение букв со звуками, слияние этих звуков в слоги, а затем, в слова, слияние слов в предложения, а их в рассказ. При этом происходит постепенная обработка информации, включающая не только воспроизведение, но и понимание прочитанного. Если в этом происходит сбой, начинает проявляться дислексия.
Формы дислексии
Существует несколько классификаций форм заболевания, однако, наиболее распространённой считается описанная ниже. Она включает такие виды, как:
- фонематическую;
- семантическую;
- аграмматическую;
- оптическую;
- мнестическую;
- тактильную;
Фонематическая
Механизм основан на общей недоразвитости функций фонематической системы. Дислектик в этом случае при произношении путает звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку (б-п, с-ш и т. п.). Может наблюдаться перестановка букв и некоторых частей слов в словах при зачитывании и на письме.
Семантическая
Часто называется как «механическое чтение» из-за того, что нарушается понимание прочитанных слов, предложений и целых текстов. При этом само зачитывание не страдает. При семантической дислексии слова воспринимаются лишь частично, из-за чего теряется их связь с другими словами в тексте.
Аграмматическая
Форма характеризуется изменениями в падежных окончаниях, числе существительных, различного рода согласований, а также в глагольных окончаниях. Наиболее часто встречается у детей с системными недоразвитиями речи.
Оптическая
При оптической дислексии ребёнку трудно усваивать и различать схожие по написанию буквы. Буквы при этом могут различаться несильно (С-О, Р-В) или же состоять из схожих частей, но при разном их расположении на бумаге (Г-Т, П-Н).
Мнестическая
Данная форма характеризуется трудностями в понимании букв. Ребёнок не может связать звук с конкретным графическим его изображением.
Тактильная
Может быть только у слепых детей. Выражается в проблемах с пониманием букв на таблице Брайля.
Если ищите реабилитационный центр для восстановления, рекомендуем реабилитационный центр «Эвексия» , где проводится реабилитация при неврологических заболеваний, в комплекс занятий входит логотерапия, физиотерапия, гидротерапия и роботизированные технологии.
Причины дислексии
Последние исследования заболевания показали сильное влияние наследственной предрасположенности. Зарубежные врачи склоняются к тому, что дислексия может быть связана с латентным левшеством. Основная причина дислексии — мозговая дисфункция, которая может быть вызвана воздействием некоторых биологических факторов, например: В перинатальном периоде дислексию может вызвать повреждение головного мозга, к чему может привести:
- анемия матери;
- порок сердца матери и плода;
- асфиксия;
- затяжные роды;
- фетоплацентарная недостаточность;
- преждевременная отслойка плаценты;
- обвитие и аномалия развития пуповины;
Токсические поражения ЦНС, что могло дать:
- алкогольная и медикаментозная интоксикация;
- гемолитическая болезнь плода;
- желтуха у новорождённого;
К дисфункции могут привести и инфекционные поражения по причине:перенесённых во время беременности заболеваний (кори, краснухи, гриппа и т. п.); Повредить мозг механическим путём можно при:
- плодоизгоняющих манипуляциях;
- затяжных родах;
- внутричерепных кровоизлияниях.
Даже если у ребёнка не наблюдалось ничего из вышеперечисленного, после рождения есть факторы, приводящие к задержке созревания коры головного мозга, что и приводит к дислексии. К этим факторам относится:
- ЧМТ;
- нейроинфекция;
- инфекции вроде краснухи, кори, ветряной оспы, полиомиелита и подобных;
- тяжёлые хронические заболевания;
Дислексия может сопровождать:
- алалию;
- дизартрию;
- афазию;
- ДЦП;
- ЗПР;
- умственную отсталость.
Это связано с патологиями зон мозга.
Существуют также социальные неблагоприятные факторы, например:
- дефицит речевого общения;
- педагогическая запущенность;
- билингвизм.
Симптомы
Может показаться, что дислектики из-за проблем с произношением и письмом могут меть отставание в развитии. На самом деле это не так. При всех своих недостатках они очень часто бывают талантливыми, иногда даже гениальными людьми. Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней, Владимир Маяковский — все они были дислектиками, но это не помешало им стать достойными известными людьми. Изучение дислексии показало, что дислектики:
- имеют широкий кругозор;
- любопытны в отношении явлений окружающего мира;
- имеют отличное воображение;
- обладают развитой интуицией;
- могут оценивать и рассматривать привычные нам вещи с других сторон.
Дислексия может проявится по-разному, что зависит от возраста пациента. Для удобства восприятия ниже симптоматика разбита на несколько подгрупп.
Ранние признаки
Эти симптомы вынесены в отдельную категорию, поскольку их наличие может говорить о запущенном процессе развития заболевания. Заметив больше 5–7 таких признаков, следует обратиться за консультацией ко врачу. К категории можно отнести:
- изменение порядка букв при составлении слов;
- нежелание читать вслух и писать сочинения;
- изменение порядка букв, слов или чисел во время письма и зачитывания;
- затруднения с изучением алфавита, таблицы умножения;
- путаница в простейшем ориентировании (право-лево и т. п.);
- невнимательность;
- плохая память;
- затруднения с выполнением простейших указаний;
- неуклюжий захват ручки;
- затруднения в изучении правописания и принципов чтения.
В дошкольном возрасте
- Позднее начало развития речи.
- Затруднения в произношении и изучении слов.
- Плохая память, особенно касается слов (путает или подолгу не может вспомнить нужное слово.
- Проблемы в общении со сверстниками.
- Проблемы в освоении простейших навыков чтения и письма.
- Путаница в расположении слов и букв в словах, при пересказе или рассказе.
Младшая школа
- Проблемы с декодированием слов.
- Замена одних слов на другие, часто схожие по звучанию и смыслу (ящик — коробка).
- Транспозиция и инверсия при зачитывании.
- Разворот слов и букв (э-е и т. п.).
- Путаница в арифметических знаках (вместо + -).
- Затруднения в запоминании фактов.
- Нарушенная координация движений.
- Импульсивность и неловкость.
- Медленное освоение новых навыков.
Средняя школа
- Уровень чтения ниже, чем у одноклассников.
- Упорное нежелание читать вслух и писать.
- Плохая память, что влияет и на планирование.
- Затруднения в общении и нахождении общего языка со сверстниками.
- Плохое восприятие языка тела и выражения лица.
- Плохо читаемый почерк.
- Затруднения с произношением и написанием слов.
Старшая школа
- Медленное зачитывание с большим количеством ошибок.
- Недостаточный навык письма.
- Проблемы в пересказе, изложении и обобщении материала.
- Неправильное произношение слов.
- Плохое восприятие информации.
- Плохая память.
- Медленная скорость работы.
- Затруднения в приспособлении к любым изменениям.
Взрослые
- Затруднения в восприятии звуковой и письменной информации.
- Плохая память, невнимательность и рассеянность.
- Труднопонимаемое произношение.
- Путаница в последовательности чисел и слов, неспособность воспроизвести их в правильном порядке.
- Отсутствие навыков письма или их недостаточная развитость (дисграфия).
- Проблемы с планированием и организацией своего времени.
- Слабые организационные навыки.
Диагностика
Диагностическое исследование начинается с посещения детского педиатра, который, рассмотрев все признаки, должен направить ребёнка к логопеду. Логопед начинает обследование со сбора подробного анамнеза, включающие такие аспекты, как:
- как протекала беременность матери;
- имеются ли генетические предрасположенности к такого рода заболеваниям;
- имеются ли врождённые заболевания у ребёнка;
- как протекало развитие ребёнка в первые годы жизни.
После сбора анамнеза логопед выясняет:
- сформированность навыков речи, письма и чтения у ребёнка;
- особенности формирования этих навыков;
- состояние артикуляционного аппарата;
- состояние моторики;
- успеваемость школьника по русскому языку и литературе.
После сбора данных врач может провести несколько тестов, включающих:
- зачитывание вслух;
- списывание текста;
- письмо на слух.
В зависимости от результатов обследования может понадобиться консультация невролога и офтальмолога. Аппаратное обследование в таком случае включает ЭЭГ и ЭхоЭГ.
Тест на дислексию
Недавно иностранные учёные создали специальный тест на дислексию, подходящий для детей от 3 лет. Прохождение его занимает примерно 10 минут, а сам он рассчитан на выявление проблем у маленьких детей, не приступивших даже к дошкольному обучению. Механизм теста основан на том, что дети при построении слов особо внимательным к произношению звуков. Если у ребёнка есть проблемы с произношением, то могут наблюдаться проблемы и с зачитыванием, письмом. Так, попутно, у детей можно диагностировать и дисграфию. Для диагностики дислексии могут проводиться и классические тесты, занимающие 1,5–2 часа. Проводятся они врачом-логопедом.
Лечение и коррекция дислексии
Традиционным методом лечения дислексии считается логопедические коррекционные работы. Данный метод предполагает работу над исправлением всех патологий речи и неречевых процессов. Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы заболевания:
- Оптическая дислексия требует работу над зритетельно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом.
- Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления.
- При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память.
- При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном составе слов.
- Семантическая требует развивать слоговый синтез и словарь, проводить работу по усвоению ребёнком грамматических языковых норм.
- При агроматической форме следует проводить работу по формированию грамматических систем.
У взрослых дислектиков методы исправления предполагают более расширенные занятия. Однако по механизмам они не отличаются от занятий с детьми. Посмотрите видео, в котором затрагиваются вопросы причин и коррекции дислексии:
<