Света, 6,5 лет. Он ходит в детский сад со своей сестрой-двойняшкой Катей. Она активная, жизнерадостная и любит играть с игрушками. Но когда начинается урок, он в плохом настроении. Ребенок боится заданий и выступлений. Если Мария настаивает на выполнении задания, она начинает плакать. То же самое происходит и на уроках музыки, и на выступлениях перед родителями. Мама Светы пришла к психологу после открытого занятия, во время которого девочка расплакалась.
Мама сказала, что Света занимается бальными танцами, как и ее сестра-близнец. Девушка охотно посещает занятия, но во время конкурсных выступлений может остановиться на середине танца, закрыть лицо руками и заплакать. У сестры таких проблем нет. Катя общительна и любит быть в центре внимания.
Педагог-психолог посоветовал матери и воспитателю не сравнивать детей, сказал о сверхчувствительности Сейнт и пригласил ее на индивидуальные занятия. Там девочка играла и была счастлива, а в группе постоянно отказывалась от заданий и плакала.
Проконтролируем работу педагога-психолога:
Как ребенок воспринимает эту ситуацию?
Свете может казаться, что она не оправдывает ожиданий взрослых, не выдерживает конкуренции с сестрой и сверстниками. Это может напугать ее, заставив бояться быть отвергнутой. Девушка постоянно нервничает, ждет оценки, у нее есть ощущение, что от нее ждут хороших результатов. Есть причина, по которой он отказывается что-либо делать на публике или в группе.
Как помочь своему ребенку?
Свете важно понимать, что люди разные. Кто-то работает быстро, кто-то медленно, кто-то любит говорить перед большим количеством людей, а кому-то нужен только один человек. В этом не было ничего плохого. Также пришлось проработать темы: «Когда мама волнуется, моя дочь может начать переживать», «Я могу бояться, когда мама волнуется». Это помогло миру понять, что беспокоилась именно мама, а она чувствовала что-то другое. Педагог-психолог в своей работе со Светой не учел, что эмоции дошкольника зависят от эмоций и ожиданий матери.
Как воспитатель воспринимает эту ситуацию?
Репетитор неосознанно присоединился к ожиданиям матери. Кате это удается, и Мария Николаевна стала требовать того же от св. Кроме того, это группа детского сада, и воспитатель ждет от детей результата.
Как помочь няне?
Педагогу следует объяснить, что психологический возраст ребенка не всегда соответствует биологическому возрасту. Даже близнецы могут быть разного возраста. Важно не испугаться слез, не разозлиться, не форсировать задачу. Помните, что когда взрослые начинают активно успокаивать своего ребенка, это может усилить его тревожность. Вы также не можете игнорировать его заботы. Учитель может сказать: «Я вижу, что ты нервничаешь, ты плачешь. Тебе нехорошо? Поплачь немного, а когда ты успокоишься, я помогу тебе с этим заданием.
Как мама смотрит на эту ситуацию?
Рождение близнецов – событие, умножающее не только радость, но и тревогу и беспокойство родителей. Мама не может справиться со светиными эмоциями. Он не принимает свою неуспеваемость, нежелание выступать на публике, соревноваться.
Как я могу помочь маме?
Важно побуждать маму задуматься о своем состоянии, действиях и прошлых событиях. Объясните, что дети чувствуют заботы и тревоги своих родителей. Можно спросить, что случилось, когда родилась Света? Были ли опасения за ее жизнь, за ее развитие? Возможно, мать в тревоге сравнивает Святую не только с сестрой, но и с другими детьми. Отсюда ее завышенные ожидания, ее попытки оценить. Можно объяснить: «Все дети боятся, что у них не получится, это нормально.
Педагог-психолог: Как вы оцениваете ситуацию?
Педагог-психолог предоставил правильную информацию воспитателю и матери. Но одной информации недостаточно. Необходимо работать над снятием родительской тревожности. Тогда ребенок тоже будет спокойно и трепетно относиться к новым знаниям и переживаниям.
В чем заключалась задача педагога-психолога?
Задача состояла в том, чтобы побудить родителей задуматься над ситуацией.Вы должны научить их соотносить свои чувства с прошлыми событиями и с тем, что ребенок может чувствовать.