Ukids

Зачем ребёнок всё тянет в рот и нужно ли запрещать

zachem rebjonok vsjo tyanet v rot i nuzhno li zapreshhat Советы

Основная причина в том, что к 1,5 годам рот ребенка является основным инструментом для познания мира. Мария Монтессори называла детей этого возраста «сенсорными исследователями», потому что именно с помощью органов чувств они активно познают мир, создавая все больше и больше нейронных связей в мозгу.

В полости рта у ребенка находится наибольшее количество нервных окончаний, что позволяет осуществлять разнообразные сенсорные переживания. Когда предмет попадает в рот ребенка, он не только дает информацию о своем вкусе, но также о структуре, форме и температуре своей поверхности. Например, есть теплые материалы, такие как дерево, более холодные материалы, такие как металлы, а также пластмассы, не имеющие каких-либо особо ярких особенностей, кроме неестественного цвета. Поэтому важно, чтобы вашему ребенку были доступны предметы из разных материалов и фактур. Это обеспечит разнообразный сенсорный опыт, что является важным фактором развития мозга и формирования широкого взгляда на мир.

Кроме того, благодаря активным движениям челюсти при осмотре предмета у ребенка развиваются мышцы артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, способствует развитию речи.

Еще одним важным преимуществом является укрепление иммунной системы. Этому процессу способствует антибактериальный фермент слюны (лизоцим), который действует как барьер, разрушая чужеродные бактерии.

Теперь, когда вы знаете, насколько полезно для вашего ребенка исследовать окружающее пространство через рот, важно развивать поведение, подходящее и удобное для вас и вашего ребенка.

Как помочь ребёнку безопасно познавать мир с помощью рта

Запрещая ребенку брать предметы в рот, мы сообщаем ему, что исследовать мир неправильно и опасно. Если такое отношение сохраняется и передается ежедневно, это может существенно повлиять на ваш интерес к изучению новых вещей в будущем. Кроме того, запрет с негативным эмоциональным подтекстом может еще больше заинтересовать вашего ребенка, что приведет к игре с вопросом о вашей реакции.

В это время взрослый обязан организовать безопасную обстановку. Вам не нужно все стерилизовать, но вам нужно убрать все химические вещества и опасные мелкие предметы из недоступного для ребенка места. Самый действенный способ — физически опуститься на уровень ребенка (на пол) и осмотреть с этой позиции весь дом. Вы можете увидеть кусочки проволоки, свисающие со стола и соблазняющие вашего ребенка попытаться вытащить их, или маленькие пуговицы, которые давно закатаны под диван. Выполнив эту работу, вы можете спокойно позволить своему малышу шагнуть на пол и дать ему ценную возможность собрать как можно больше информации об окружающем мире.

Бывают случаи, когда ребенок тянет в рот материалы для творчества. Например, вы предложили сделать аппликацию, но вместо того, чтобы нанести ее, ребенок засасывает в рот клей. Или вы хотели лепить, а ему интересно только, какой пластилин на вкус. Так что это не подходящий возраст для таких занятий. Отложите их на некоторое время и повторите попытку через несколько месяцев. А пока можно предоставить более безопасный вариант приготовления домашнего соленого теста или просто рисования восковыми мелками.

Поведение на открытом воздухе также является обязанностью взрослых. Если вы видите, что в игровой зоне вашего ребенка есть действительно опасные предметы, у вас есть несколько вариантов:

  • Для ребенка до 1,3 лет самый практичный вариант — просто отвести его на прогулку в более безопасное место или предложить для исследования другой объект. Например, ваш малыш хочет лизнуть тротуар, а вы говорите: «Лизать тротуар опасно, я могу предложить вам эту ветку для исследования. Или, может быть, вы хотите попробовать яблоко?»
  • Ребенку постарше можно предложить другие способы манипулирования предметами. Вы можете сказать: «Я вижу, как сильно вас интересует этот мусор на земле. Давайте поможем дворникам и положим его в мешок. У вас будет свой мешок, а у меня будет свой. После этого важно отметить результат: «Посмотрите, сколько мы собрали и какая теперь чистая территория.

Если мы наблюдаем компульсивное вылизывание после двухлетнего возраста, стоит обратиться к психологу или понаблюдать и учесть, что могло вызвать у ребенка стресс и усиление оральной фиксации (привычка успокаиваться, кладя предметы в рот).

Дайте ребенку возможность полностью удовлетворить эту потребность, облизывая и пробуя на вкус безопасные предметы вокруг. Затем в 1,5 года ваш ребенок спокойно переключится на другие способы познания мира.

А если ребёнок не переключается на другие способы изучения мира?

Родителям приходится с этим мириться, ведь никакие уговоры или наказания в этом случае не сработают. Нам остается только терпеливо ждать, пока ребенок получит достаточно сенсорной информации из других источников, особенно тактильных, путем прикосновения к предмету и манипулирования им руками.

У одних детей это происходит раньше (около 1 года), у других продолжается до 2 и даже 3 лет (недаром игрушки с мелкими деталями помечены предупреждением для детей до 3 лет). В первую очередь наберитесь терпения, ведь единственный способ уберечь малыша от проглатывания мелких деталей тот же, что и в 6 месяцев – наблюдать за малышом и не давать ему брать вещи в рот.

К полутора месяцам вы можете обратить внимание малыша на другие способы обращения с предметами. Например, если ребенок кладет в рот мусор, предложите ему отнести его в мусорное ведро; если ребенок кусает бумажку, предложите ему порвать ее руками.

С другой стороны, если ваш ребенок ведет себя таким образом только дома, он или она, возможно, вступает в возраст, когда нужно проверять правила и положения. Ответьте на следующие вопросы: Бывают ли длительные периоды или определенные периоды времени, когда ребенок ничего не кладет в рот? Спустя год был ли момент, когда вы подумали, что вашему ребенку больше не нужно все проверять на зубки? Он смотрит на вас, как будто ждет вашей реакции, когда берет что-то в рот? Есть ли другие области, где ребенок ведет себя подобным образом? Если это так, ребенок, вероятно, проверяет, что произойдет, если он нарушит созданное им правило.

Такое поведение становится типичным для детей в возрасте около 2 лет. Дети пытаются придать смысл окружающему миру, узнать, как он устроен. Какие правила можно нарушать, а какие нельзя. В этом случае нужно быть особенно последовательным и строгим. Каждый раз, когда ваш ребенок кладет что-то в рот, заберите это у него и твердо скажите: нет, так нельзя. Никогда не ругайте и не наказывайте ребенка, просто повторяйте свои действия снова и снова. Когда ребенок поймет, что это нерушимое правило, он начнет ему подчиняться.

Варвара Жданова — психолог, эдукатор АМИ Монтессори, эксперт Фундацйи Монтессори

Оцените статью
FirstМама
Добавить комментарий

Кенгуру