Как бы это ни было весело и в то же время грустно, это правда.
Частый запрос моих клиентов — как перестать расстраиваться, дистанцироваться друг от друга и разрушить семью из-за домашней работы.
И этот анекдот — самое распространенное описание процесса домашней работы.
- Как это бывает?
- Так начинается традиционный моцион — ежевечерний ор.
- Описанная выше ситуация — не преувеличение или выдумка, а следовательно, решаема.
- Что делать?
- Иногда нас раздражают не сами ошибки в тетради, или поведение ребенка, а то, что наш ребенок их допускает.
- Потому что когда есть проблемы с выполнением уроков, они обычно решаются проработкой двух вещей:
Как это бывает?
Вечер. Ребенок, наконец, открывает свою тетрадь и учебник (не без полусотни звездочек) и начинает погружаться в мир букв, цифр и узоров.
Вздыхая и охая, мы натыкаемся на три тысячи препятствий сразу — пьем, писаем. И я так голоден! И ручка не пишет! И я ничего не понимаю из того, что там написано.
Обычный ход обычного вечера.
Точка кипения у мамы давно повышена и мама уже не реагирует на такие «манипуляции».
— Пиши, потом ешь.
— Давай закончим, тогда ты можешь отдохнуть.
— Ладно, сынок, давай сегодня без концертов, ладно?
Кажется, все в порядке. Но секундная стрелка крутится по кругу, минутная считает «палочки» и все тут.
План состоит в том, чтобы принять ванну, поужинать и лечь спать. Как насчет моего сына?
Должен ли я кричать на него? — слышу голос в маминой голове. Он гордая птица, он не полетит, пока ты на него не накричишь!
Так начинается традиционный моцион — ежевечерний ор.
Мама кричит, а мой сын либо начинает плакать, либо злится.
Дело продвигается?
Рассеянная нервная система мамы образует своеобразные качели: то достигает пика, то вниз спускается нежная волна напряжения.
Именно под это сопровождение и начинаются уроки.
Она чувствует, что все идет хорошо и мать отходит от ребенка, который занимается уроками.
Через мгновение, когда смотришь на фотокопию сына, не верится, что «Ответ» — дело рук его рук, а в строке 4 ч (4 часа) вместо «з» стоит буква «у».
Далее примеры, вместо того, чтобы прочно стоять в колонках, оказались как-то посередине листа.
А в груди со скоростью гепарда и силой льва новый могучий рев мамы, сопровождаемый неизбежным желанием ударить ребенка по голове той же тетрадью.
Мама больше не контролирует ситуацию.
— Ты дурак или притворяешься?
Остаток вечера в доме было такое напряжение, что лампочки могли загореться сами по себе.
Вы ничего не можете сделать?
Кто виноват в этой традиции?
Мама? Дитя? Оба?
Описанная выше ситуация — не преувеличение или выдумка, а следовательно, решаема.
Для начала рекомендую отделить мух от котлет, а математику от малыша.
Без сомнения, математика важна.
Но разве это важнее, чем испортить 11 лет совместной жизни с ребенком, проводить вечера и занижать самооценку?
Разве задание по алгебре или сочинение по русскому языку важнее доверия и отношений, которые могут рассыпаться в одночасье, как карточный домик?
Конечно, где-то давит детская глупость или лень.
Тем не менее, ребенок обычно является точной копией своих родителей.
Что делать?
1. В моменты накала страстей закрывайте уроки. И предложите ребенку чашку чая.
2. Заварите чай, желательно сладкий, и приготовьте два тоста с шоколадной массой.
3. Затем за столом отложите уроки и проведите пять минут в тишине вместе за вкусным хлебом.
4.А потом, когда слезы высохнут и кричать больше не хочется, обнимите малыша и поцелуйте его в макушку.
5. Пожалуйста, предложите победить этого «монстра» или «босса» под названием «домашнее задание» и спросите, что для этого нужно сделать?
Например, некоторым детям нужно, чтобы их мать была с ними.
Но не частью «вокруг», а участием в процессе. Потому что иногда на эти уроки «на части» уходит два-три часа, которые можно было бы сделать за 30 минут, если бы мама сидела «рядом с тобой».
Другим нужна только родительская доброта и пять минут сострадания.
Некоторым людям нужно знать, что их мама верит в них.
В-четвертых, модель работы и что от них ожидается.
6. Скажите ребенку, что он может это сделать. И слово «Ответ», к сожалению, написано с ошибкой. Либо исправь, либо перепиши.
7. Отметьте, какие примеры, буквы или предметы он выполняет особенно хорошо.
8. В конце занятия поцелуйте ребенка и скажите, что у него все хорошо. И ты гордишься им.
Иногда нас раздражают не сами ошибки в тетради, или поведение ребенка, а то, что наш ребенок их допускает.
Нам стыдно за ребенка.
За то, что ребенок не понял или сделал.
Что подумает о нас учитель, когда заглянет в тетрадь ребенка.
За нашего умного мальчика, так пренебрегающего своей наукой!
И именно этот стыд выливается в негативное эмоциональное состояние.
Чего тут стыдиться? Почему?
Также не помешает встретиться с ним лицом к лицу.
Потому что когда есть проблемы с выполнением уроков, они обычно решаются проработкой двух вещей:
- Путем внедрения эффективных методик обучения, упрощающих процесс обучения
- Работа над ожиданиями и чувствами родителей по отношению к ребенку.
Одного этого достаточно для того, чтобы все вышеперечисленные ситуации никогда не происходили в вашем доме.
Подробнее об этом мы поговорим 1 мая на тренинге «Техники эффективной дисциплины». Как заставить ребенка учиться без наказания?
- Ребенок и дисциплина. Что делать, когда он отсутствует или «гуляет».
- Стили воспитания. Хороший полицейский, плохой полицейский, смешанный стиль.
- 4 модели воспитания и одна, которая решит все поведенческие проблемы ребенка.
- Семейные правила и традиции. Установка правил.
- Маленькие манипуляторы против взрослых родителей. Как понять, что детьми манипулируют, и как остановить манипулирование простым и постоянным способом?
- Что нужно сделать, чтобы избежать обратной реакции?
- Эффективные методы дисциплинирования ребенка
- Три шага к независимости
- Помощники в дисциплине
Итогом встречи станет не только набор чек-листов, которые помогут вам выполнять режим и правила и отделить «мух от котлет», но и исследование идеализации, стыда и страха вашего ребенка, что остановит потерю нервных клеток в тонах, и научитесь просто и по-царски доносить до ребенка необходимую информацию и требования.