Ukids

Отношение детей к деньгам

otnoshenie detej k dengam Разное

Деньги – одна из самых обсуждаемых и противоречивых тем. Одни считают их злом и источником всех проблем, другие бредят богатством. Где же истина? А она у каждого своя. И прежде чем воспитывать правильное отношение детей к деньгам, нужно самому принять какую-то позицию.

Причем важно найти баланс, чтобы деньги не были ни культом, ни злом. Ведь, по сути, они не несут ничего плохого, а все проблемы заключаются в нас самих. Разве приносят зло деньги, спонсируемые на построение больниц, поддержание детских домов? Знайте им цену и учитесь правильному обращению.

Ну, о каком отношении или финансовом воспитании может идти речь, если ребенок постоянно видит ожесточенные споры родителей по поводу семейного бюджета и взаимные обвинения? Подобное поведение приведет к тому, что ребенок вырастет жадным и мелочным или абсолютно не приспособленным к жизни в современном обществе. Вы этого хотите? Тогда давайте учиться финансовому воспитанию детей вместе.

Составляем бюджет

Первые уроки по воспитанию правильного отношения ребенка к деньгам можно начинать уже с 5-7 лет. Как раз в этот возрасте малыш проявляет интерес к цифрам, использует нарисованные деньги в своих играх, и находит весьма неожиданные решения для их применения.

Первым шагом может стать участие ребенка в планировании семейного бюджета. Умение правильно рассчитать затраты на будущую неделю и продумать варианты экономии, станут надежным фундаментом для начала самостоятельной жизни.

Покажите малышу как разделить необходимые платежи на группы: обязательные (квартплата, продукты питания и одежды, спортивные секции и прочее), желаемые (походы в кафе, цирк, театр), накопления (откладываем на машину, отдых) и необязательные (игрушки, сладости).

Зная сколько денег расходуется, малютка сможет научиться планировать. Поставьте совместную цель сэкономить определенную сумму и думайте вместе как этого можно достигнуть. И не забудьте назначить приз за достижение цели. Подобная практика научит очень многому. Вы даже не представляете, насколько легче ребенку будет во взрослой жизни.

Делаем сбережения

В возрасте 6-7 лет предложите ребенку начать откладывать деньги. Мало того, что это будет еще одним шагом на пути к умению правильно относиться к деньгам, но и поможет крохе стать более самостоятельным.

Единственный нюанс – нужно правильно поставить цель накопления, иначе это занятие может быстро надоесть. Пусть малютка откладывает себе на очень желанную игрушку.

Карманные деньги

Надеюсь, вы не ждете совершеннолетия? Первые карманные деньги нужно выделять уже с 6-7 лет. Так ему хотя бы будет на чем учиться.

Объясните ребенку, что такое кармане деньги и дайте свободу выбора. Пусть сам решает: купить мороженное или конфеты. А может откладывать часть из них на новейший конструктор.

Выдавать их нужно раз в неделю в определенный день. Причем сумма никогда не должна варьироваться. Возрастать она может только с возрастом, но никак не с увеличившимися расходами.

Как делать не нужно

Некоторые родители практикуют поощрение ребенка за выполненную работу или хорошую успеваемость в школе. Конечно заманчиво, но не забывайте об обратной стороне медали. Ваша задача заинтересовать кроху учебой, а не возможным вознаграждением.

Формирование правильного отношения детей к деньгам волнует всех родителей. И это не удивительно, ведь некоторые взрослые и сами не умеют правильно распоряжаться финансами, не говоря о том, чтобы научить этому ребенка.

к оглавлению ↑

1. С какого возраста начинать говорить с ребенком о деньгах

Серьезных разговоров на финансовые темы (о том, что такое пассивный доход, инвестирование, статьи расходов и прочее) с ребенком примерно до 5-ти летнего возраста вести точно не стоит. Во-первых, он еще не осознает общую идею денег как платежного средства, во-вторых, в этот период главным элементом в познании мира для детей является игра.

До пяти лет ребенку, конечно, можно и нужно отвечать на вопросы о деньгах, формулируя ответы наиболее понятно для его возраста. Объяснять, например, что папа ходит на работу, выполняет определенные обязанности и за это ему платят деньги, играть в ролевые игры: магазин, банк, детскую монополию. Но слишком акцентировать внимание ребенка на финансовых вопросах не стоит.

Примерно со школьного возраста ребенку уже можно объяснять и показывать на собственном примере, как распоряжаться деньгами, обращать внимание на то, какие денежные программы у него формируются.

к оглавлению ↑

2. Денежные программы

Денежная программа – это комплекс установок, привычек и манера поведения в отношении с деньгами. Денежные программы закладываются с детства и продолжают формироваться в течение жизни человека.

Дети копируют денежные программы своих родителей. Поэтому, прежде, чем начать воспитывать правильное отношение к финансам у ребенка, обратите внимание на те денежные программы, которые господствуют в вашей семье.

Умеете ли вы сами грамотно распоряжаться своими доходами, инвестировать, зарабатывать, откладывать, экономить, или же тратите все, не задумываясь, и деньги в семье водятся только в течение нескольких дней после зарплаты. Если вы грамотно распоряжаетесь своими деньгами, и дети это видят, то достаточно объяснять ребенку ключевые моменты и показывать на собственном примере.

Если же вы сами не слишком дружите с деньгами, то ребенок скопирует такое поведение. Что делать в этом случае? Во-первых, пересмотреть собственные установки в отношении денег, во-вторых, придерживаться основополагающих правил. Есть универсальные законы, соблюдение которых поможет вам и вашим детям подружиться с деньгами.

к оглавлению ↑

3. Ошибки родителей

Чтобы понять основные принципы правильного отношения к деньгам, рассмотрим ошибки родителей, из-за которых у детей формируются неправильные денежные программы.

  • Ошибка №1. На любую просьбу ребенка купить игрушку, сладость, киндер-сюрприз или что-то еще отвечать: у нас нет денег.

Чем грозит: у ребенка может выработаться «менталитет дефицита», что денег вечно не хватает, а если они появятся, то их срочно нужно потратить.

Как исправить: вместо фразы «у нас нет денег» объяснить, что деньги сейчас нужны на другие цели: оплату квартплаты, покупку стиральной машины, а, если малышу так хочется иметь эту игрушку, предложите ему накопить на нее денег. О том как вести себя с ребенком в магазине я писала ранее.

  • Ошибка №2. Говорить ребенку, что деньги – это плохо, это зло.

Чем грозит: унаследовав такую установку от своих родителей, во взрослой жизни ребенок будет подсознательно стараться избавиться от денег, ведь он четко усвоил, что это зло. Естественно, ни о каком грамотном распоряжении не будет и речи.

Как исправить: объясните малышу, что деньги – это инструмент, который не может быть плохим или хорошим сам по себе. Приведите аналогию: например, молоток, он не плохой и не хороший. Но с помощью него можно разрушать, а можно строить. Так и деньги, все зависит от того, в чьих руках они оказываются. Если человек честный, добрый и порядочный, то и деньги в его руках будут добром.

  • Ошибка №3. Противоположная крайность: идеализировать деньги, говорить, что на них все можно купить, что они главное, что есть в жизни, презирать и смеяться над теми, у кого их нет.

Чем грозит: Видя такое поведение у своих родителей, дети становятся меркантильными, жестокими и мелочными.

Как исправить: объяснять ребенку, что деньги помогают достигать цели, делают жизнь комфортнее, но не являются главным в жизни. Есть люди, у которых много денег, но они не могут купить на них здоровье, дружбу, любовь.

  • Ошибка №4. Тратить все до копейки.

Чем грозит: Если ребенок видит, что родители, получив определенную сумму, тут же ее тратят, ничего не откладывая и не распределяя по статьям расходов, он начинает поступать таким же образом. К чему это приводит догадаться не сложно.

Как исправить: научить малыша с самого раннего возраста не тратить всю полученную сумму до копейки, например, если ребенку подарили или дали на карманные расходы, немного денег, по меньшей мере, десятую часть от этих денег нужно отложить. Откладывая каждый раз по чуть-чуть, можно накопить на что-то большое и нужное: велосипед, гиро-скутер, самокат, коньки, куклу. Это научит малыша бережливости, он поймет ценность денег, и то, что они не падают с неба.

  • Ошибка №5. Покупать ребенку всегда и все, что он просит. Некоторые родители рассуждают так: у меня этого в детстве не было, а своему ребенку я хочу обеспеченной жизни.

Чем грозит: привыкнув к вседозволенности, ребенок будет требовать все больше и больше. Однажды его запросы не совпадут с возможностями родительского кошелька, и тогда он может повести себя непредсказуемо: например, совершить что-то противозаконное, чтобы добиться желаемого.

Как исправить: дать понять ребенку, что деньги просто так не достаются, их нужно зарабатывать, а чтобы их заработать, надо кому-то помочь, сделать что-то полезное. Полезным делом может быть помощь родителям по хозяйству. Не в плане: заправил кровать – получил сто рублей. А в плане выполнения дополнительных обязанностей: например, в течение недели пылесосить пол в квартире или гладить белье. После чего получить символическое вознаграждение.

Когда дети еще совсем маленькие, с ними можно играть в ролевые игры и попутно объяснять ценность и назначение денег. Чтобы у ребенка сформировалось правильное отношение к деньгам, родителям не нужно допускать крайностей, а следует позаботиться о собственной финансовой грамотности.

Детей, как и прежде, редко просвещают относительно родительских доходов и расходов. Есть универсальные ответы: «денег нет» или «возьми, только отвяжись». И дети часто воспринимают отрицательный ответ как нежелание идти навстречу. Они знают, что родители ходят на работу, получают зарплату, тогда почему отвечают отказом?

Дети часто измеряют родительскую любовь деньгами. Вот кого-то больше любят, потому покупают все, а его, значит, любят меньше. Так и складывается губительная психология зависимости эмоциональных отношений от денежных знаков, перерастающая в корысть и постоянный поиск материальной выгоды. Исправить проблему могло бы своевременное объяснение реальных причин отказа и совместный поиск пути разрешения конфликта.

Есть еще одна проблема, которая растет на почве изоляции ребенка от финансовых вопросов — максимализм. Это ситуация, при которой ребенок не может адекватно оценивать деньги. Либо они становятся главной целью в жизни человека из-за их недостатка в раннем возрасте. Либо отношение к деньгам как к данности развивает у ребенка пассивность, нежелание развиваться и стремиться к чему-либо, поскольку с рождения у него есть все.

Каждая ситуация губительна по-своему. В первом случае, уже будучи взрослым, человек довольно часто оказывается неспособным воспринимать радости, неподвластные деньгам. Во втором случае ребенок понимает, что у него все есть, ему не к чему стремиться, часто это осложняется высокомерным отношением к людям, менее обеспеченным, чем он. Лишаясь денег, такой человек оказывается за бортом жизни, ведь зарабатывать и обеспечивать себя он не умеет.

Правильное финансовое воспитание ребенка — залог его счастливого будущего. Как же научить его правильным представлениям о деньгах?

Учить ребенка, в первую очередь, нужно тому, что не все в этой жизни решают деньги, деньги — средство для хорошей жизни, но никак не цель. Объяснять нужно, приводя примеры. Самые успешные и богатые люди в большинстве случаев занимаются любимым делом, которое вдохновляет их, доставляет радость, потому и зарабатывают хорошо. Ребенок должен осознавать, что самое главное в жизни — найти свое призвание, стать высококвалифицированным специалистом в своей области, тогда все остальное, как говорится, приложится. У каждого человека есть свои финансовые потребности, но чтобы этот уровень разглядеть, нужно хорошо понять самого себя.

Помимо этого, очень важно рассказать ребенку об альтернативных заработках. Это значит, что маленький человек должен понимать, что можно зарабатывать деньги по-разному: можно работать в государственной сфере, можно найти свое место в частных компаниях, создать свой бизнес, а также зарабатывать, используя свои таланты. Тогда у ребенка получится найти свой путь, у него появится выбор.

Нежелательно скрывать свои доходы от ребенка, он должен осознавать, как происходит процесс получения денег, что и сколько стоит в мире, в котором он живет. Ребенок должен четко осознавать, что разные профессии обеспечивают разный уровень жизни, тогда ему будет легче принимать решение в будущем.

Следует учить ребенка отношениям с финансами, учить правильно ими распоряжаться. Для этого можно выдавать карманные деньги, при этом стараться дать ему максимальную свободу, тогда ребенок посредством проб и ошибок поймет, как грамотно распоряжаться деньгами.

Существует также система поощрения. Однако не всегда эта система работает. Поощрять ребенка, безусловно, очень важно, но лучше сделать это при помощи ласковых слов и похвалы. Лучше рассказать ему о возможности подработки, не связанной с домашними делами.

Ребенок должен понимать, скольких часов работы стоила его родителям та или иная игрушка. Тогда он вырастет благодарным, умеющим адекватно воспринимать деньги и не будет связывать эмоциональный мир с миром финансов.

Но самое важное — объяснить ребенку, что богатство не гарантирует человеку счастье. Для того чтобы быть счастливым, нужно большее. А вот что именно, он сам обязательно поймет, когда станет взрослым.

19 Августа 2012

, автор: admin

Деньги – это неизбежная необходимость нашего времени. Умение правильно распоряжаться ими – ценный навык для взрослого человека. Но в данной статье речь пойдет о том, как научить детей правильно относится к деньгам.

Начинать нужно с детства, когда ребенок идет в школу и уже умеет считать. На данном этапе самое главное для родителей – не сделать из денег идола, ребенок должен воспринимать деньги лишь как средство взаиморасчетов.

Некоторые родители могут возмутиться – зачем же так рано, пускай подрастет, тогда и будем объяснять. Но, чем раньше подрастающие дети получат верное представление о деньгах, и научаться ими распоряжаться, тем меньше проблем будет в будущем у них в этой сфере жизни. От родителей зависит, как будет относиться к деньгам ребенок.

Вот некоторые вещи, которые ребенок должен знать о деньгах:

  • деньги – это не самое главное в жизни;
  • деньги не так легко достаются;
  • свои деньги нужно заработать.

Десятилетним детишкам уже можно давать карманные деньги на свои мелкие потребности, размер которых и определяет размер карманных денег. Такое денежное пособие формирует у ребенка отношение к деньгам.

Узнайте, сколько денег ему нужно, например, на школьный буфет. Деньги давайте каждую неделю, а не каждый день, так ребенок будет учиться контролировать свои расходы. Если он потратит все деньги сразу за 1-2 дня и останется до конца недели без них, он поймет, что деньги – ограниченный ресурс, с которым надо обращаться с умом. Скорее всего, так произойдет не один раз, ведь отношение ребенка к деньгам формируется постепенно.

Деньги можно использовать как меру поощрения. Вы можете давать ребенку немного денег за то, что он содержит свою комнату в чистоте или помогает мыть машину. Но тут очень важновсе делать правильно, иначе использование денег в качестве поощрения за проделанную работу может стать причиной многих негативных ситуаций. К примеру, ребенок будет делать домашние дела лишь для того, чтобы получить заветные сто рублей, или вообще перестанет что-либо делать без «оплаты».

Денежно поощряйте ребенка только за полностью проделанную работу. Сразу скажите ему, что если он все будет делать абы как, то карманные деньги он не получит. Так ребенок поймет, что не получится ничего не делать и получать деньги, нужно прилагать усилия и время.

Также можно поощрять ребенка откладывать деньги на какие-нибудь большие траты, например, на подарки друзьям и родным на дни рождения или на праздники.

Дети, с раннего возраста научившиеся правильно распоряжаться деньгами, вырастают болееуспешными и грамотными в финансовом плане, чем их сверстники без родительских уроков на финансовую тему.

Учите своих детей правильному управлению деньгами, и впоследствии вы избежите многих проблем.
Автор Kristin

Поделитесь с друзьями:

    Похожие статьи:

    оцените статью

    (Пока оценок нет)

    Loading …