Ukids

Развитие творческих способностей у ребенка

razvitie tvorcheskih sposobnostej u rebenka Советы

Наш мир нуждается в творцах, причем это не обязательно художники, архитекторы или писатели. Креативные идеи воплощаются в умении находить решение в безвыходной ситуации, совершенствовать вещи и подыскивать им новое применение, выдвигать философские концепции, которые меняют мировоззрение. И заложить основу всего этого вы можете прямо сейчас, помогая ребенку в поисках творческого самовыражения. Какие на сегодняшний день существуют методы развития творческих способностей у детей, в каком возрасте они актуальны? Попробуем найти ответ.

Что относят к творческим способностям?

Как уже было сказано выше, творческие способности не ограничиваются навыками рисования, пения или лепки. Их актив гораздо шире, он включает в себя следующие умения:

  • стремление познавать мир и делать открытия;
  • умение использовать полученные знания на практике, изобретательство;
  • стремление видеть необычное в повседневных объектах;
  • воображение и фантазия;
  • проявление инициативы;
  • интуиция;
  • живая активность ума.

Все эти понятия находят конкретное выражение. Например, дети учатся замечать красоту природы и архитектуры и воплощать это в своих творениях, находить новое применение вещам, изобретают слова, рисуют, представляют себя героями любимых книг, сочиняют истории, танцуют и поют. И родителям важно не затушить искры этих проявлений, ведь они раскрывают потенциал одаренности ребенка.

Творчество и возраст

Первые задатки творческого подхода проявляются в ребенке очень рано. Даже самостоятельная попытка спуститься с кровати, незаметно дотянуться до телефона, случайно забытого на столе, или рисовать на обоях – это тоже своего рода творческий акт. Ведь ребенок активно исследует окружающую среду, находит применение ее объектам, ставит цели и идет к ним своим нестандартным путем. Развитие творческих способностей детей меняется с возрастом:

  • 2-5 лет. В этот период закладывается основной фундамент личности, а потому и творческие способности развиваются наиболее интенсивно. Для данного этапа характерна повышенная любознательность, избирательная и эффективная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении, упорство в достижении целей и повышенная концентрация, яркое воображение, развитое чувство справедливости, чрезвычайная эмоциональная восприимчивость. Малыш испытывает сильную потребность в познании и активно откликается на любые методы творческого развития.
  • 6-10 лет. Это критический период, связанный с переходом на получение школьного образования. Творческая активность в этом периоде во многом зависит от условий обучения и общения. Для него характерно то, что дети нацелены на самостоятельное нахождение неизвестного.
  • 11-14 лет. Период, переживая который ребенок не просто задает вопросы, он ставит гипотезы, проводит исследования. В это время круг интересов может сузиться, но глубина анализа достигает нового содержания. К концу этого периода ребенок поднимает проблемы поиска смысла жизни и существующих явлений, прогнозирует будущее, рассуждает о месте человека во Вселенной, становится способным самостоятельно ставить себе задачи и находить решения.

Заниматься развитием творческих способностей детей можно на любом этапе. Даже взрослые порой прибегают к методам арт-терапии и открывают в себе новаторские и изобретательские таланты, которые помогают находить нестандартный подход к решению проблем. И все же мы предлагаем сосредоточиться на первом этапе: важно не упустить момент и развить «творческую жилку» в самом раннем возрасте, ведь впечатления этого периода оставят яркие воспоминания на всю жизнь.

Методы развития

Приемы развития творческих способностей у детей, которые мы перечислим, знакомы многим родителям, фактически это программа занятий в детском саду. Однако нельзя забывать о том, что на раннем этапе развития вы закладываете базовые представления о мире, которые лягут в основу личностных черт и качеств характера ребенка. Личность ребенка развивается непрерывно, а не от случая к случаю, поэтому задача родителей создать и постоянно поддерживать среду, которая будет побуждать к творчеству. Сделать это можно с помощью следующих методов:

  • Беседы об окружающем мире. Обсуждайте с ребенком все, что происходит вокруг (дома, в детском саду на игровой площадке, в общественном транспорте), рассказывайте ему о животных и растениях, которые встречаются вам на пути или обитают в вашей местности, объясняйте смысл природных явлений.
  • Развивающие игры. Отдавайте предпочтение игрушкам, которые не только соответствуют возрасту, но и допускают многовариантное применение, например, конструкторы, мозаики, мячи, посуда.
  • Изобразительное искусство. Приобретите большой альбом, краски, кисти, карандаши и фломастеры. Покажите ребенку, как нарисовать круг, квадрат, солнце и облака. Почитайте книги о том, как создается рисунок, и попробуйте передать ребенку эти знания.
  • Лепка. Начинайте занятия с лепки шариков и колбасок, затем переходите к более сложным объектам и композициям.
  • Чтение. Уделяйте чтению хотя бы полчаса в день. Это могут быть сказки, приключенческие рассказы, стихи. Вы можете читать книги по ролям, разыгрывать сценки, создавая импровизированный домашний театр.
  • Прослушивание музыки. Пойте ребенку колыбельные, давайте ему слушать детские песни и произведения классиков, даже если они кажутся сложными. Обсуждайте с ребенком, на что похожи звуки мелодий.

Когда ваш ребенок будет достаточно взрослым и осведомленным о названиях и свойствах окружающих предметов, можно будет перейти от общих методов к конкретным упражнениям. Кто знает, может они и вас подстегнут к развитию творческого мышления. Если в детстве вы любили рисовать домики, воображая себя архитектором, то сейчас вам будет не сложно войти в роль. Вы – клиент архитектора, вам нужно построить дом. Напишите на листочке слова, которые должны найти отражение в проекте. Например, ботинок, зеркало, шар. Какое отражение это найдет в чертеже, который предстоит выполнить ребенку: дом в виде ботинка, зеркало вместо крыши, мебель в виде шаров? А может что-то еще более интересное? Игра в названия доставит немало веселья и вам, и ребенку. Для этого нужно лишь представить, что вы – редакторы газеты или журнала и готовите материал на первую полосу. Вам нужно придумать яркий заголовок обо всем, что встречается по пути. Если ваш ребенок вдруг захочет стать журналистом, это будет крайне полезный опыт. Еще одно упражнение – возьмите обычный предмет, например шариковую ручку и найдите ей нестандартные способы применения. Сделать из нее стрелу для лука, подпорку для дерева, маленькую подзорную трубу. Впрочем, возможно, если разобрать ее на части, применений можно найти еще больше. Игра «найди выход из ситуации» — практичный метод развития творческого мышления. Задайте ребенку повседневную задачу, например, что сделать, если порвался ботинок на прогулке, но нельзя идти босиком, а мастерских поблизости нет. Какими подручными средствами можно решить проблему? К примеру, обмотать подошву платком, приклеить ее на жвачку или оторвать совсем. И такие ситуации можно придумывать бесконечно. Развитие творческих способностей у детей – важный процесс формирования гармоничной личности. Поэтому родители должны уделять ему должное внимание.

Творческий потенциал в современном обществе очень ценится в любой профессии, поэтому его нужно раскрывать в ребёнке как можно раньше. Многие родители слишком зацикливаются на сенсорных каналах, памяти, мышлении, очень часто напрочь забывая о его воображении.

А ведь, если своевременно начать развитие творческих способностей у ребенка дошкольного возраста, то в дальнейшем ему гораздо легче будет даваться процесс обучения по многим предметам, которые сегодня требуют креативного подхода. Да и во взрослой жизни, даже если малыш не станет знаменитым актёром или популярным певцом, он сможет креативно подходить к решению многих задач, которые будут вставать на его жизненном пути. Не всё зависит от природных способностей: нужно уметь развить эти задатки.

Понятие творческих способностей

Чтобы своевременно обеспечить полноценное развитие творческих способностей детей, нужно представлять, что это такое. Это комплексное понятие, включающее несколько составляющих, на которых родители и должны акцентировать внимание:

  • стремление к открытиям;
  • умение познавать;
  • активность;
  • фантазия;
  • инициативность;
  • стремление к познанию;
  • умение находить нестандартное в привычных явлениях и вещах;
  • живость ума;
  • умение изобретать и открывать;
  • свобода воображения;
  • интуиция;
  • умение на практике применять полученные знания, опыт;
  • открытия и изобретения.

Обычно у детей дошкольного возраста желание познать всё новое и неизведанное просыпается уже в 2–3 года. Однако родители не всегда всерьёз относятся к фантазиям и небылицам своего малыша — и совершенно зря. Ведь именно в этом могут проявляться его первые, ещё не сформированные творческие способности. Взрослые об этом начинают задумываться уже ближе к школе, лет в 5–6, когда поезд ушёл. Так со скольки же лет начинать первые занятия по развитию креативного потенциала в детках?

Возрастные особенности

Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. И как только они будут замечены молодыми родителями, нужно тут же подхватывать эту эстафету и начинать заниматься с ребёнком. Иначе учителям приходится начинать с нуля, когда у детей не сформированы элементарные навыки творческой деятельности.

Каждый период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей:

  • 1–2 года: кто-то красиво двигается под музыку, точно улавливая её ритм; некоторые создают собственные картины; другие любят находиться в центре внимания — вот и нужно развивать творческие способности детей по их интересам и природным задаткам;
  • 3–4 года: пик творческой активности малышей, и даже если вам кажется, что кроха ничем особенным не обладает, всё равно это не повод забросить занятия — напротив, нужно как можно больше и чаще обращаться к упражнениям и играм, развивающим творческие способности;
  • 5–6 лет: занятия усложняются новыми заданиями, подготавливая дошкольника к дальнейшему процессу обучения и развивая в нём воображение, фантазию, таланты;
  • 7–8 лет: младший школьный возраст характеризуется тем, что в это время начинается серьёзная творческая деятельность — изобразительная, музыкальная, театральная, и в каждой области ребёнок должен суметь себя проявлять, хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у него имеются природные задатки.

Если ребёнок начинает усиленно врать, фантазировать, жить в собственном выдуманном мире, родители не должны спешить его ругать и наказывать. Скорее всего, в подобной ситуации виноваты сами взрослые, которые упустили нужный момент и не смогли направить творческие способности своего чада в нужное русло, и теперь они находят выход вот таким способом — через ложь. Многие родители оправдываются, что не имеют педагогического образования и не знают, что делать в таких случаях. Это отговорки, потому что существуют различные методы развития творческих способностей детей — достаточно простые и понятные.

Методы

Обычно методы развития творческих способностей используются на занятиях в детском саду, но они вполне пригодны и для применения их в домашних условиях. Это позволит родителям более полноценно оценить итоговые результаты.

1. Окружающий мир

  • совместное обсуждение с ребёнком, что происходит вокруг на улице, дома, в транспорте;
  • рассказы о животных и растениях;
  • объяснение элементарных процессов, происходящих вокруг;
  • ответы на все интересующие малыша вопросы: почему, как, зачем и откуда.

2. Развивающие игры

  • покупайте детям настольные развивающие игры;
  • у них должно быть много полезных, а не развлекательных игрушек;
  • они должны соответствовать их возрасту;
  • мозаики и конструкторы — самый оптимальный вариант.

3. Рисование

  • очень часто творческие способности ребёнка раскрываются в изобразительной деятельности, так что у него всегда должны быть под рукой качественные, удобные, яркие карандаши, краски, фломастеры;
  • не жалейте бумаги на это дело;
  • никогда не ругайте кроху за изрисованные стены и испачканную в красках одежду: возможно, это и есть тот самый творческий хаос;
  • сначала — изучите цвета, затем — познакомьтесь с геометрическими фигурами, покажите, как создаётся рисунок, а потом просто наблюдайте за результатами.

4. Лепка

  • лепка развивает маленькие пальчики, творческие способности детей + к тому же позволяет им проявить всю их буйную фантазию;
  • вначале пусть это будут простейшие шарики, лепёшки, колбаски, колечки;
  • после этого они начнут сами лепить более сложные фигуры;
  • пластилин должен быть ярким и мягким.

5. Чтение

  • детям нужно читать в любое время дня, а не только ночью, причём не менее получаса в сутки, как утверждают специалисты;
  • книги должны быть подобраны по возрасту и интересам;
  • старайтесь знакомить ребёнка с разными жанрами произведений: сказками, рассказами, стихами;
  • берите малышей с собой в библиотеку;
  • книга дарит полёт фантазии и открывает огромные возможности для детского воображения, развивает творческие способности;
  • тут же разыгрывайте сценки из книг, читайте по ролям, так как творческий потенциал можно выявить и через театрализованную деятельность: обычно этот метод нравится деткам любого возраста.

6. Музыка

  • с младенчества давайте слушать крохе классическую музыку и детские песенки;
  • пойте ему колыбельные как можно дольше;
  • это развивает память и образное мышление.

Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда. Родители должны создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию: обеспечить его инструментами (красками, пластилином, конструктором и пр.), хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской фантазии и не сдерживать его креативной активности. Новые статьи Мы в социальных сетях

наверх

Как развивать творческие способности ребенка, что для этого использовать и с чего вообще начать? Или зачем это вообще нужно? Вот главные вопросы, которые возникают, когда мы задумываемся о способности ребенка к творчеству. Эта статья будет посвящена рассмотрению этих вопросов, а так же будут предложены советы по развитию творческих способностей ребенка.

В современно мире многие родители не считают творчество важной составляющей воспитательного процесса. Но творчество нельзя полностью исключить из процесса развития ребенка, оно может развиваться одновременно с изучением всех направлений развития. Развивать творческие способности необходимо с раннего детства, возможно в дальнейшем во взрослой жизни Вашему ребенку это поможет в выборе профессии. Ведь сейчас очень востребованы профессии творческих людей – это актеры, певцы, дизайнеры, архитекторы и др. Но даже если Ваш ребенок не пойдет по пути творческой профессии, развитие творческих способностей позволит ему использовать творческий подход в решении тех или иных вопросах, возникающих в жизни. При этом он будет расти интересной личностью, способной справится с любыми жизненными трудностями.

Что такое творческие способности и когда нужно их развивать?

Творческие способности – это индивидуальные особенности каждого ребенка, которые определяются успешностью выполнения им творческой деятельности в различной сфере. Творческие способности характеризуются:

  • стремлением к изучению нового и необычного;
  • свободным воображением и фантазией;
  • развитой интуицией, вследствие чего появляется, что-то новое;
  • умением применять полученный опыт на практике;
  • способность впитывать много информации.

Конечно в каждом ребенке развитие творческих способностей может укладывается по разному. Кто-то больше в этом заинтересован и ему легче впитывать подаваемую информацию, кому-то это будет сложнее. Но если в ребенке развить хотя бы небольшие творческие способности, ему намного легче будет учится, общаться, преодолевать трудности.

Начинать развивать творческие способности лучше в раннем возрасте ребенка. Ведь именно тогда и формируются задатки, которые потом только совершенствуются и сопровождают нас на всем жизненном пути. Если у человека не были развиты творческие способности в детстве, вряд ли они появятся во взрослой жизни. Именно в детстве начинают хорошо развиваться воображение и фантазия, когда ребенок начинает что-то придумывать, какие-то истории с вымышленными персонажами. Эта как раз и есть та особенность – «умение, что-то сочинить», которая порождает творчество. Поэтому не нужно смеяться над этим или пресекать такие вымыслы, дайте ребенку возможность развивать свое воображение, все равно когда он станет постарше и поймет, что это лишь его воображение. Наблюдать такой пик творческой фантазии можно у детей в 3-4 года. Творческий ребенок может видеть обычные вещи по-своему. Так рассматривая картинки, ребенок может называть предметы не своими именами: стол назвать кроватью, кошку – зайцем и т. п., хотя раньше абсолютно правильно называл. Это не значит, что ребенок забыл названия картинок, просто ему захотелось пофантазировать. И здесь ничего страшного нет, в другой раз он все верно назовет, главное не нужно сразу переубеждать его в обратном, дайте волю его воображению.

Что же способствует развитию творческих способностей ребенка?

На развитие творческих способностей положительно влияют различные виды детской активности. Чаще они как раз закладываются в детском саду, когда ребенок играет в коллективе и они все вместе чем-то интересным занимаются. Но даже если ребенок не ходит в садик, можно самим заниматься с ним, развивая творческие способности. Рассмотрим следующие виды деятельности, которые Вам в этом помогут:

  • Развивающие игры и игрушки – покупайте ребенку самые интересные, развивающие игрушки – это мозаики, конструкторы, пазлы, шнуровки, сортеры – главное, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Подбирайте игрушки так, чтобы они приносили пользу в развитии ребенка.
  • Изучение окружающего мира – находясь на прогулке, обсуждайте с ребенком, что он видит, что происходит. Спрашивайте, а кто это, что он делает, а зачем он это делаете? Дайте ребенку поработать воображением. Комментируйте все Ваши действия, это будут важные уроки в развитии творчества ребенка. Так же находясь дома, обсуждайте окружение, следить за тем, что происходит на улице.
  • Занятие лепкой является важным составляющим в развитии творческого начала. С помощью лепки пластилина ребенок выражает свои фантазии, развивает мелкую моторику, изучает цвета и учится их смешивать. Пластилин поможет ребенку «выплеснуть» все, что творится в его маленькой головке.
  • Занятия по рисованию так же являются хорошим этапом в развитии творчества ребенка. Позвольте ребенку использовать для рисования: краски, фломастеры, карандаши, чтобы он сам смог рассмотреть, что получается в ходе рисования тем или иным предметом. Полученные рисунки рассматривайте вместе, обсуждайте, что же на них нарисовано.
  • Чтение книжек поможет развивать фантазию и воображение. Когда Вы читаете ребенку сказку, рассказ или стихи у ребенка складывается своя картинка о происходящем. Он представляет героя рассказа, а иногда и себя этим героем.
  • Изготовление поделок, аппликаций. Вы можете вместе с ребенком создавать первые картины: растирая пластилин по листу бумаги, катать шарики и приклеивать их к картине или клеить вырезанные части на картину. Научите ребенка вырезать разные предметы.

Полезные советы по развитию творческих способностей.

  • Создавайте ребенку обстановку, которая будет развивать творческие способности
  • Постоянно развивайте творческое воображение ребенка
  • Творите вместе с ребенком – лепите, рисуйте, читайте, изучайте.
  • Снабжайте ребенка всем необходимым материалом для реализации его творческих способностей: красками, пластилином, бумагой, клеи и др.
  • Поддерживайте ребенка в его начинаниях и хвалите за проделанную работу.
  • Не угнетайте фантазию ребенка

Сегодня в статье были рассмотрены способы развития творческих способностей ребенка, что такое творческие способности и чем они характеризуются. Учитывая предложенные виды деятельности по развитию творческого начала ребенка и полезные советы, Вы сможете правильно направить своего ребенка, чтобы у него начинали развиваться творческие способности, которые в дальнейшем помогут ему в принятии важных решений в его жизни.

Остается только добавить высказывания театрального деятеля Генрика Ибсена: «Чтобы иметь основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна.»

Наталья Бобкова
Развитие творческих способностей у детей Консультация для родителей. «Развитие творческих способностей у детей». В жизни по-разному можно жить, В горе можно и в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно и так: На рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обнаженной до солнца достать И подарить его людям. На протяжении многих лет люди размышляют о том, как воспитать творческую личность? В чём секрет успеха? Что же такое творчество? Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные или духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество — это уникальность его результата. Человека можно назвать творческим, если у него хорошо развито воображение и фантазия, он способен к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях. Воображение — это высшая психическая функция, присущая лишь человеку, которая позволяет создавать новые образы путем переработки предшествующего опыта. Оно может быть воссоздающим — когда образ предмета создается по его описанию, и творческим — когда рождаются абсолютно новые образы. Креативность — это способность к творчеству, готовность к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схеммышления. Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Природная одаренность ребенка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьется его творческий потенциал, во многом зависит от семьи. Семья способна развить или загубить творческие способности ребенка. Поэтому формирование творческой личности, одна из наиболее важных задач воспитания. Обычно родители акцентируют внимание на речи, мышлении и памяти малыша, при этом забывая про творчество и воображения. Конечно, никто не спорит, что все эти три пункта очень важны для ребенка, но полностью творчество исключать нельзя. Его развитие должно обязательно идти в одну ногу со всеми остальными направлениями и это необходимо для каждого ребенка. И пусть он не станет в будущем успешным актером или знаменитым певцом, но зато у него будет творческий подход к решению определенных жизненных задач. И это поможет стать ему интересной личностью, а также и человеком, который будет способен преодолевать возникшие на его пути трудности. И если у малыша есть хотя бы малейшие творческие способности, то ему гораздо легче будет учиться, работать и строить отношения с окружающими. Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. И как только они будут замечены молодыми родителями, нужно тут же подхватывать эту эстафету и начинать заниматься с ребёнком. Каждый период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей: • 1–2 года: кто-то красиво двигается под музыку, точно улавливая её ритм; некоторые создают собственные картины; другие любят находиться в центре внимания — вот и нужно развивать творческие способности детей по их интересам и природным задаткам; • 3–4 года: пик творческой активности малышей, и даже если вам кажется, что кроха ничем особенным не обладает, всё равно это не повод забросить занятия — напротив, нужно как можно больше и чаще обращаться к упражнениям и играм, развивающим творческие способности; • 5–6 лет: занятия усложняются новыми заданиями, подготавливая дошкольника к дальнейшему процессу обучения и развивая в нём воображение, фантазию, таланты. Главную роль в дошкольном возрасте в процессе развития творческих способностей у детей играют непосредственно родители. За частую, многие родители мечтают видеть своего ребенка творческой личностью, но сами при этом таковыми не являются и даже не стремятся что-нибудь поменять в себе. Нельзя вырастить творческую личность, не изменив собственный привычный уклад жизни. Живите ярко и насыщенно, постоянно развивайтесь и самосовершенствуйтесь. Такая атмосфера весьма плодотворно влияет на развитие творческой личности. А если родители обладают определенными творческими способностями, то это просто идеально — может получиться прекрасный семейный творческий тандем. Ну, а если по воле судьбы, творчество далеко не ваш конек, то это не беда и расстраиваться в этом случае не стоит. Вы все равно можете помочь своему любимому чаду. Главное — иметь огромное желание и соответствующие знания в этой области вопроса. 1. Окружающий мир • совместное обсуждение с ребёнком, что происходит вокруг на улице, дома, в транспорте; • рассказы о животных и растениях; • объяснение элементарных процессов, происходящих вокруг; • ответы на все интересующие малыша вопросы: почему, как, зачем и откуда. 2. Развивающие игры • покупайте детям настольные развивающие игры; • у них должно быть много полезных, а не развлекательных игрушек; • они должны соответствовать их возрасту; • мозаики и конструкторы — самый оптимальный вариант. 3. Рисование • очень часто творческие способности ребёнка раскрываются в изобразительной деятельности, так что у него всегда должны быть под рукой качественные, удобные, яркие карандаши, краски, фломастеры; • не жалейте бумаги на это дело; • никогда не ругайте кроху за изрисованные стены и испачканную в красках одежду: возможно, это и есть тот самый творческий хаос; • сначала — изучите цвета, затем — познакомьтесь с геометрическими фигурами, покажите, как создаётся рисунок, а потом просто наблюдайте за результатами. 4. Лепка • лепка развивает маленькие пальчики, творческие способности детей + к тому же позволяет им проявить всю их буйную фантазию; • вначале пусть это будут простейшие шарики, лепёшки, колбаски, колечки; • после этого они начнут сами лепить более сложные фигуры; • пластилин должен быть ярким и мягким. 5. Чтение • детям нужно читать в любое время дня, а не только ночью, причём не менее получаса в сутки, как утверждают специалисты; • книги должны быть подобраны по возрасту и интересам; • старайтесь знакомить ребёнка с разными жанрами произведений: сказками, рассказами, стихами; • берите малышей с собой в библиотеку; • книга дарит полёт фантазии и открывает огромные возможности для детского воображения, развивает творческие способности; • тут же разыгрывайте сценки из книг, читайте по ролям, так как творческий потенциал можно выявить и через театрализованную деятельность: обычно этот метод нравится деткам любого возраста. 6. Музыка • с младенчества давайте слушать крохе классическую музыку и детские песенки; • пойте ему колыбельные как можно дольше; • это развивает память и образное мышление. Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда. Родители должны создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию: обеспечить его инструментами (красками, пластилином, конструктором и пр., хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской фантазии и не сдерживать его креативной активности. Творческий процесс — это настоящее чудо — дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь». Помните, что очень многое зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты. Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!

Сегодня всем хорошо известно, что высоких профессиональных результатов достигают люди творческие – те, кто с детства имел собственную точку зрения, не боялся высказывать её, демонстрируя новый, нестандартный подход к ситуации. Чем раньше мы начнём формировать у ребёнка творческий подход ко всему – тем успешнее он будет в жизни. С чего начать — расскажет наша статья.

Что такое творческие способности?

Творческие способности – это сочетание личностных качеств, предполагающее наличие свойства, которое делает новым и оригинальным продукта совершаемой деятельности, тем самым повышая её результативность. Другими словами, творческие способности заключаются в умении находить новые оригинальные решения каких-либо задач.

Творческие способности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — наилучший период для воспитания творческой личности. Именно в этот период жизни происходит формирование и становление личностных качеств, а на их основе — способностей и склонностей. В детском саду дошкольник может творчески развиваться на основе различных видов деятельности, прежде всего игровой, а также продуктивной, коммуникативной и других. Разнообразные обучающие и стимулирующие игры призваны раскрывать творческий потенциал малыша.

Условия для успешного развития талантов

Следует помнить о том, что таланты ребёнка будут развиваться, если соблюдать такие условия:

  • раннее начало творческого воспитания
  • свободный выбор деятельности
  • разнообразие видов деятельности
  • благоприятная развивающая среда
  • поддержание постоянного интереса ребёнка к творческой деятельности.

«А знаете ли вы, что в каждом человеке заложены творческие способности? Примите это как данность и развивайте их!»

Раннее развитие детей

Идеи раннего развития сегодня очень популярны. Мамы стали осознавать, что чем раньше они начнут заниматься творчеством с ребёнком, тем он будет гораздо смышлёнее своих сверстников. Для этого можно посещать с малышом центры раннего развития, читать психолого-педагогическую литературу, узнавать о различных методах воспитания в Интернете. А проще всего – создать творческую атмосферу дома.

Методы развития творческих способностей детей

1. Введите творческие моменты в повседневную жизнь!
Привлекайте ребёнка к разным домашним делам. Лепите пирожки – дайте ребёнку кусочек теста: пусть создаст своё изделие. Как интересно будет вылепить фигурку и потом (с помощью мамы!) испечь её! Уборка, ремонт, приготовление пищи, уход за цветами – дети с удовольствием займутся бытовыми делами вместе с взрослыми. В процессе они будут заниматься новыми увлекательными занятиями, часто играя, а значит, развивая творческий подход к делу! Всё делайте вместе! Дети обожают заниматься чем-то интересным вместе с папой и мамой! 2. Создавайте с ребёнком «шедевры» из разнообразных материалов!
Этим вы будете способствовать развитию творческого мышления и мелкой моторики. Например, создайте зимний ночной пейзаж с помощью клея и соли. Нарисуйте произвольный рисунок клеем на чёрном листе бумаги, а после посыпьте бумагу солью — получится «снег». Стряхните лишнее и увидите, что зимний пейзаж готов. Если же использовать различные крупы – вы сможете создавать разноцветные творения, что принесёт большое удовольствие от подобной игры и вам, и малышу! Получившийся «шедевр» станет приятным подарком родственникам или важным элементом семейной галереи. 3. Чаще общайтесь с природой!
В окружающей нас среде есть всё для развития творческого начала малыша. Учите его наблюдать за явлениями природы, сравнивать, анализировать, размышлять… Гуляя, фантазируйте, на что похожи облака или силуэты деревьев. Известно, что таким способом пользовался Леонардо да Винчи при поиске идей. В окружающей нас среде есть всё для развития творческого начала малыша. Учите его наблюдать за явлениями природы, сравнивать, анализировать, размышлять… Гуляя, фантазируйте, на что похожи облака или силуэты деревьев. Известно, что таким способом пользовался Леонардо да Винчи при поиске идей. Развитию творческого взгляда ребёнка на мир способствует изготовление поделок из природных материалов: листьев, семян, шишек, каштанов, ракушек, морских камешков, песка. Такой способ очень быстро даст положительные результаты, которые будут выражаться в стремлении ребёнка к познанию, развитии креативного и логического мышления. 4. Не забывайте о развитии речи!
Для того чтобы ребёнок научился выражать свои идеи словесно, важно развивать и его речь. Придумывайте вместе с малышом сказки, создавайте новых героев, сочиняйте продолжения существующих сказок, переселяйте героев из одних сказок в другие. Давайте ребёнку слова с просьбой найти к ним рифму, сочиняйте стихи и песни. Полезно играть в разные ассоциативные игры, где малышу будет предложено отыскать связь между двумя ничем не связанными предметами, словами, и составить с ними рассказ, который можно снабдить иллюстрациями! Хорошим продолжением этой увлекательной истории может быть игра на этой основе, где героев будут ждать удивительные приключения.

Развитие творческих способностей через игру

Игра как основной способ деятельности дошкольников влияет на формирование личности, в том числе и творческого начала. Развивайте малыша, играя с ним. В арсенале у ребёнка должны быть развивающие игры, игрушки, конструкторы, мозаики, раскраски, аппликации.
Займитесь с малышом и этими увлекательными играми-занятиями:

1. «Весёлые картинки» Изобразите на бумаге геометрические фигуры и предложите ребёнку «превратить» их во что-то новое. Это может быть всё, что угодно: солнышко, цветок, кукла и т. д.

2. «Угадай!» Поместите любой предмет какой-нибудь предмет в коробку с крышкой и предложите малышу угадать, что там. Пусть ребёнок размышляет: задаёт вопросы, фантазирует, выстраивает логическую цепочку.

3. «Хорошо и плохо» Родители называют предмет либо явление, а ребёнок должен размышляет о его положительных и отрицательных качествах. К примеру, снег: хорошо, что можно кататься на санках, плохо, что можно простудиться. Печь: хорошо, что можно приготовить пищу, плохо то, что обжечься.

4. «Слова» Едете в транспорте, стоите в очереди с малышом, гуляете – не теряйте время попусту, играйте в «Слова»! Скажите любое слово и предложите маленькому выдумщику подобрать к нему антонимы (противоположные по значению слова): холодный — горячий, весёлый — грустный; синонимы (близкие по значению): хороший — отличный, обманывать — врать и т. д.

5. «Необычное использование предмета» Предложите ребёнку находить необычные способы использование самых обычных предметов. Здесь приветствуется безграничная фантазия! Например, в кувшин можно не только наливать компот, но и ставить туда цветы и т. д. Пусть он придумает необычный способ использования ложки, стула, гвоздя и других предметов! Не ленитесь, придумывайте различные логические задачки! Кстати, это прекрасный повод развить и ваше логическое мышление. Пополняйте запасы своих головоломок из специальной литературы или всемирной паутины.

6. «А вдруг?» Предложите малышу развить какую-либо тему: а что бы было, если бы вдруг, например, все стали лилипутами или животные начали бы разговаривать по-человечески?

Идеи для творческого развития ребёнка

Домашний кукольный театр. Развитию творческого начала будут способствовать и представления домашнего кукольного театра, которые можно устраивать во время уикендов и семейных праздников. Пальчиковые куклы и «петрушки», вручную сшитые игрушки для театра, оригинальные декорации создадут непринуждённую атмосферу, позитивно влияющую на полёт фантазии вашего ребёнка! А одобрение присутствующих на представлении членов семьи и гостей продемонстрируют малышу, как замечательно творчески проявлять себя, фантазировать!
Рисование. Первые опыты по изобразительному искусству можно начинать, когда малышу едва исполнится 6 месяцев. В этом возрасте вместо кисти малыши используют свои ладошки — это называется «пальчиковое рисование», которое относится к методикам раннего развития. Сегодня оно очень популярно. Усадите малыша на высокий стульчик со столиком, повяжите фартук, положите лист бумаги и разрешите окунать пальчики в краски! Увидите, какие необычные картины получатся! Это не только доставит удовольствие вам и вашему ребёнку, но поможет больше узнать ему о цветах, фактурах и свойствах предметов. А работа пальчиками будет стимулировать деятельность головного мозга маленького художника! Когда малыш подрастёт, снабдите его всеми средствами для рисования: альбомами, фломастерами, карандашами, акварельными красками и гуашью, кисточками. Покажите малышу, как верно держать карандаш и кисточку, использовать разные краски. В процессе рисования малыш выучит цвета, запомнит геометрические фигуры и формы предметов, а через время порадует пейзажами и портретами!

«Это интересно! Выдающийся педагог Василий Сухомлинский писал, что ум ребёнка находится на кончиках его пальцев, имея ввиду, что там расположены нервные окончания, отвечающие за работу головного мозга. Следовательно, пальчиковое рисование и лепка будут стимулировать развитие мозга вашего малыша!»

Лепка. Лепить очень полезно, ведь это стимулирует нервные окончания кончиков пальцев, развивает мелкую моторику ребёнка, творческое мышление и воображение. Приобретите качественный нетоксичный пластилин, специальную массу или глину для лепки – и пусть малыш катает шарики, колбаски и колечки! Не ограничивайте фантазию – в технике лепки можно научиться делать даже картины или сказочных героев!
Аппликация. Научите малыша вырезать фигуры. Предварительно объяснив правила работы, дайте ребёнку ножницы: пусть с вашей помощью он вырежет по контуру рисунок, а потом наклеит его на картон. Можно начать с несложной аппликации из геометрических фигур или использовать готовый комплект для аппликаций.
Чтение. Читайте ребёнку ежедневно, никак не меньше 30 минут в день. Стихи, сказки, рассказы, загадки и поговорки — всё это принесёт малышу радость, благотворно повлияет на развитие памяти. Когда ребёнок подрастёт — обязательно запишитесь в детскую библиотеку. Хорошая книга развивает фантазию, воображение, позитивно влияет на развитие речи.
Музыка. Разнообразную музыку (детские песенки, классику для детей) нужно включать ребёнку с самого раннего детства. Музыка чудесно развивает слух, память, образное мышление, помогая стать творческой личностью. Пойте песни вместе с малышом, поощряйте его первые танцевальные движения. Если вы заметите, как ребёнок легко запоминает и воспроизводит мелодию — можете смело отдавать в музыкальную школу.

Видео, раскрывающее секрет регулярных успешных творческих занятий с ребёнком

<

Оцените статью
FirstМама
Добавить комментарий

Кенгуру