О страхе «быть плохой»
Вина матерей – наиболее частая причина обращения к психологу, особенно матерей дошкольников. Когда ребенок идет в школу, умы матерей делят ответственность с воспитателями.
Главный страх, который мучает мам, это то, что они делают что-то не так. Например, слишком мало развития ребенка или, наоборот, слишком много. Мучает вопрос, отдавать ли ребенка в сад или нет. Одним словом, они боятся оказаться «плохой матерью» для своего ребенка. И именно этот страх стоит за чувством вины. Это чаще всего встречается у тех матерей, которые считают, что их матери неправильно воспитали их.
Когда популярная психология стала очень модной, среди людей стала ходить мысль — все проблемы родом из детства. Так чья вина? Всем нравится эта теория, и она хорошо работает, пока у вас нет детей. Но когда появляются дети, кажется, что мир говорит вам выйти и показать класс.
О советском наследии
Советские мамы напортачили. Их системой воспитания была система Спока под лозунгом «Не испорти!». Не целуй, не обнимай, не подскажи, как жить. И эта система привела к ощущению, что детей не любят. Вот и мамы внизу приняли решение любить, баловать, обнимать своих детей. Не дай Бог, чтобы у них были какие-то плохие эмоции. Дети всегда должны быть счастливы. Поддержите их, осыпайте подарками, чтобы они были радостными и беззаботными.
Эта ограниченность всех проблем, невзгод и горестей привела к тому, что сегодня мы видим, как некоторые дети выросли инфантильными, уверенными в том, что всем обязаны, и настоящая их взрослость начинается только после 40 лет. А если у них есть дети до этого возраста, их обычно берут на воспитание бабушки и дедушки. Они видят, что воспитали мать, которая не в состоянии справиться со своим ребенком.
О чувстве вины
Есть и третий тип мам, которые понимают, что ни баловать, ни баловать система не работает, и им не на кого взять ответственность за воспитание детей. Они психологически зажаты в пороке — «это все твоя вина», «все, что происходит с твоим малышом, — твоя вина». Приходят в шоке и спрашивают: «Что делать — мой ребенок бьется в два года? Я виноват! Это я что-то не так делаю!» И я должен объяснить, что примерно в этом возрасте у ребенка появляется агрессивность. Все дети в этом возрасте борются. И это не потому, что ты злишься. Или: «Я его развиваю, развиваю, а он в четыре года не умеет читать!» Но подождите, есть еще физиология. Миелинизация головного мозга, которая завершается к 7 годам. А ребенок может начать читать только тогда, когда идут физиологические процессы. Это не потому, что мама делает что-то правильно или неправильно. Или — «Мой ребенок рассеянный и неорганизованный. Я тот, кто плохо воспитывает. Я плохой». Но мы имеем дело с ребенком! И что бы мы ему ни прививали, он все равно ребенок.
О действиях «в благости»
Итак, что мы делаем? Для этого есть решение. Ведическая психология в моде. Я буду использовать его терминологию. Есть действия — «по неведению», «по страсти», «по добру».
Когда не было информации о том, как воспитывать детей, родители воспитывали их по неведению, интуитивно. Потом, когда до матерей стала доходить определенная информация, они стали с увлечением следить за ней. Например, идею Спока взяли — «не разбавлять». Хотя на самом деле есть много современных идей и очень хороших. Но почему-то советские мамы брали именно это. Другой — навеял мысль — что надо «любить» ребенка так, чтобы он, не дай бог, не обиделся. А выход, на мой взгляд, в третьем варианте – действовать «по-хорошему», использовать знания и применять их здесь и сейчас. Наблюдайте и думайте, актуальны ли они в данный момент или нет. Потому что нет ответа на вопрос — «наказывать ребенка или нет?». Общего совета нет. Всегда нужно рассматривать конкретные ситуации. Будьте умны, проверяйте реальность. Если ребенок голоден, ему больно, он не спит и злится, какой смысл его воспитывать? Ты его накормишь или дашь ему поспать, ты его вылечишь. Его истерики возникают не из-за невоспитанности или избалованности, а по объективным причинам.
Что делать, если ребенок явно сыт, не чувствует боли, хорошо выспался, но беспричинно злится? Например, в магазине с просьбой купить ему что-нибудь. Здесь вы должны провести черту — как вы должны и что вы не должны делать. Используйте систему поощрений и наказаний. Но также возможно, что в его характере уже есть какие-то черты. Так что родителям пора снять корону и перестать думать, что все зависит только от них. Вам предстоит действовать в той или иной ситуации, использовать знания, но не рассчитывать на то, что это будет на 100% тот продукт, о котором мы мечтали.
О страхе перед ошибками
Еще одна серьезная проблема родителей заключается в том, что их ребенок может нанести им психологическую травму. Но давайте подумаем — всякое развитие идет через трудности. Получается, что если мы не причиняем ребенку никаких трудностей, мы его вообще не развиваем. Мы должны давать ему трудности, которые он сможет преодолеть. Но они должны быть! Об этом говорил Лев Выготский, об этом пишет Юлия Гиппенрейтер.
Это как учиться кататься на велосипеде. Если вы хотите научить кого-то водить машину, вы должны быть там. Нехорошо сидеть в сторонке и кричать: «Ты еще не умеешь кататься на велосипеде?!». Приходится поддерживать руль, объяснять, как крутить педали, держать и медленно отпускать. Но это также ошибка — садиться на велосипед и ехать на нем в одиночку. Это не наука.
Чувство вины сегодняшних матерей не случайно, ведь они просят быть осознанными. Не следуйте слепо одному совету, а вникайте в каждую ситуацию, расставляйте по порядку. Все возможно. Ведь дети все равно вырастут – ошибаешься ты или нет. И как говорится, каждый ребенок найдет к чему придраться маме к психоаналитику. Не то, чтобы в этом была какая-то ошибка, но все это имело причинно-следственную связь. Когда ребенок приходит к психиатру, он постоянно на что-то жалуется. Так что не бойтесь ошибаться.