Формирование речи у детей — очень сложный процесс, в котором участвуют дыхательные пути, лёгкие, голосовая щель, мягкое небо, зубы, язык, губы, головной мозг. Если наблюдается сбой в работе любого из этих органов, а тем более — структур мозга, могут диагностироваться проблемы с речью. Среди них самое распространённое — заикание, которое определяется как периодический спазм верхних дыхательных путей, приводящий к нарушению выговаривания слов. Часть врачей приравнивают его к неврозам.
Это явление мешает социальной адаптации ребёнка, а в запущенной форме будет сказываться на его дальнейших успехах в обучении. Очень важно помочь заикающимся на раннем этапе формирования речи, чтобы справиться с этим недугом к школе.
Причины
Заболевание описывается даже в древних исторических манускриптах, но причины заикания у детей стали понятны, лишь благодаря русскому учёному И. П. Павлову, который, сформулировав понятие о высшей нервной деятельности, помог разобраться в происхождении неврозов. Нарушения могут определяться внутренними или внешними факторами.
Патологии головного мозга
Предрасположенность к заболеваниям данного характера может объясняться следующими причинами:
- наследственность;
- внутриутробные инфекции во время беременности;
- гипоксия плода;
- недоношенность;
- родовые травмы;
- темперамент холерика.
В большинстве случаев такого рода проблема определяется генетическими отклонениями. Если ребёнок начал заикаться, как только научился разговаривать, причины нужно искать именно в патологиях головного мозга.
Внешние воздействия
Но если ребёнок стал заикаться позже, в 3-4 года, причины нужно искать во внешних обстоятельствах. Заболевание могли спровоцировать следующие факторы:
- инфекции ЦНС: менингит, энцефалит;
- травмы головного мозга: сотрясение, ушиб;
- сахарный диабет;
- функциональная незрелость больших полушарий у детей до 5 лет: такое заикание проходит без медицинского вмешательства;
- инфекции ушей, верхних дыхательных путей;
- заболевания, провоцирующие ослабление организма: глисты, рахит, частые ОРВИ и ОРЗ;
- сопутствующие заболевания, вторичные состояния: бессонница, энурез, повышенная утомляемость, ночные кошмары;
- психологические травмы: от испуга, страха, хронического стресса;
- неправильное воспитание: избалованность, изнеженность или, напротив, слишком завышенные требования;
- проблемы с формированием детской речи: если родители сами разговаривают быстро и нервно;
- подражание взрослым.
Родители должны понять, почему ребёнок заикается: это поможет выбрать правильный курс лечения и обезопасить его в дальнейшем от подобных провоцирующих факторов (имеются в виду внешних).
Очень многое зависит от той эмоциональной обстановки, в которой он растёт. Если она благоприятна, малыш чувствует родительскую заботу (в меру), не обделён любовью, не испытывал никогда серьёзных стрессовых нагрузок, с речью у него проблем не возникает. Если же всё с точностью до наоборот и семья страдает от постоянных конфликтов, кроха зажимается, и в результате у него диагностируется заикание в той или иной форме.
По страницам истории. Первое подробное описание заикания можно найти в трудах Гиппократа, а это IV век до н. э.
Симптомы
Для клинической картины заболевания характерна одна очень важная особенность. Если заикание обусловлено неврозом, оно усиливается при психоэмоциональном перенапряжении, но практически исчезает в спокойной обстановке.
Если причина — патология головного мозга, проблема будет иметь постоянный характер. При этом судороги мышц языка, гортани, нёба, диафрагмы проявляются разными речевыми нарушениями:
- вынужденная пауза в определённом месте слова: соб…ака;
- повторение одного и того же звука, когда ребёнок заикается на первом слоге или звуке: с-с-собака, со-со-собака;
- сочетание двух предыдущих видов речевого расстройства.
Добавочными симптомами к заиканию становятся:
- напряжённость, нервозность ребёнка;
- гримасничанье, которое в определённых случаях доходит до нервных тиков;
- замкнутость, которая может развиться в социофобию;
- психологический дискомфорт во время общения;
- неврологические расстройства: плаксивость, раздражительность, различные фобии, агрессивность, плохой сон.
Заикание формирует у ребёнка логофобию — это страх речевого общения с другими людьми. Он заранее ожидает свои неудачи, боится непонимания и насмешек, замыкается и отказывается от разговоров. Поэтому так важна роль взрослых в его жизни: они должны помочь ему преодолеть все эти барьеры.
Коррекция нарушений речи возможна и приносит хорошие результаты при постоянных занятиях, но всё будет зависеть от того, какой формой заикания страдает малыш.
С миру — по нитке. Самые известные заики — пророк Моисей, оратор Демосфен, физик Исаак Ньютон, писатель Льюис Кэрролл, красавица Мэрилин Монро, политик Уинстон Черчилль, актёр Брюс Уиллис и многие другие.
Виды
Существуют различные виды заикания, каждый из которых характеризуется своими особенностями и требует определённой схемы коррекции. На данный момент времени существует несколько классификаций этого речевого нарушения.
В зависимости от причины:
- патологическое / генетическое заикание обусловлено нарушениями в работе головного мозга;
- нервозное объясняется проблемами с нервной системой.
В зависимости от речи:
- тоническое заикание, когда ребёнок делает вынужденную паузу в определённом месте слова;
- клоническое, когда происходит повторение одного и того же звука, слога или слова;
- смешанное, когда диагностируется сочетание тонического и клонического заиканий.
В зависимости от формы протекания заболевания:
- постоянная форма, при которой заикание является неизменным спутником ребёнка в любой ситуации;
- волнообразная форма, когда оно временами усиливается или уменьшается, но совсем не проходит;
- рецидивирующая форма — это появление заикания после какого-то периода его отсутствия.
Логопед при обследовании ребёнка выявляет вид его заикания и уже после этого назначает ту или иную методику коррекции, каждая из которых подбирается индивидуально. Главное — вовремя отвести малыша к специалисту и пройти до конца весь путь лечения. А начать придётся с обычной диагностики.
Любопытный факт. Согласно историческим источникам, в Древнем Риме заикание лечили подрезанием языка.
Диагностика
Полноценное обследование детей с заиканием предполагает консультации у следующих специалистов:
- логопеда;
- педиатра;
- невролога;
- психолога;
- психиатра.
С помощью всевозможных тестирований и инструментальных обследований врачи проверяют:
- анамнез заболевания;
- наследственность;
- сведения о раннем развитии ребёнка — психоречевом и моторном;
- обстоятельства и время возникновения заикания;
- локализацию, форму, частоту речевых судорог;
- особенности темпа речи, голоса, дыхания;
- сопутствующие нарушения (двигательные или речевые);
- логофобию.
У заикающихся деток проводят обследование звукопроизношения, лексико-грамматического содержания речи, фонематического слуха. Логопедическое заключение содержит в себе описание формы, степени заикания и характер судорог. Патологию необходимо дифференцировать с тахилалией, дизартрией, спотыканием.
Для выявления органического поражения нервной системы невролог может назначить:
- ЭЭГ;
- реоэнцефалографию;
- МРТ головного мозга;
- ЭхоЭГ.
Только после всех этих обследований врачи могут сказать, как вылечить заикание у ребёнка в том или ином случае, потому что каждый из них индивидуален и практически неповторим. Полное выздоровление могут гарантировать только регулярные занятия, упорство, желание и точное следование всем рекомендациям специалистов. Лечение должно быть комплексным.
Согласно статистике. Заикание диагностируется у 4% детей и только у 2% взрослых.
Лечение
Что значит комплексное лечение заикания у детей? Оно предполагает коррекцию нарушений речи сразу по нескольким направлениям. С ребёнком должны работать не только профессионалы в специализированных условиях. Многое зависит от домашних занятий, которые должны организовывать сами родители. Только так можно навсегда избавиться от этой патологии и отправить малыша в школу уже без комплексов.
<