Такое письмо пришло от читателя на прошлой неделе. Давайте перейдем к сути дела.
Как было у нас
Екатерина Новицкая, которая ведет рубрику «Мама в декрете», рассказывает:
— Судя по детям из моего ближайшего окружения, в разной степени такое поведение свойственно практически всем детям. Лично я считаю, что сначала нужно выстроить свою реакцию, а не поддаваться эмоциям. Я сначала себе пытаюсь объясниться — может вещь сломаться, может сломаться, мама нервничает и плачет. Если мой сын не остановится, нам придется полностью отнять у него это. Не знаю, насколько это педагогично, но в самых критических ситуациях я спрашиваю его, хочет ли он, чтобы мы отдали эту вещь кому-то другому, кто будет к ней хорошо относиться. Обычно ответом является твердое «нет!»
Иногда я сочиняю подобную историю и эмоционально рассказываю, что, например, субъект настолько расстроен тем, что над ним издевались, что в какой-то момент убегает из дома. Потом попутно напоминаю им историю, и со временем ребенок начинает ее вспоминать в подобных ситуациях — в нашем случае это достаточно действенный прием. Я часто предлагаю ребенку альтернативу: «Ты действительно хочешь что-то выбросить? Возьми мягкие игрушки, светящиеся мячики и бросай сколько хочешь. Ни в коем случае нельзя бросать».
Но даже все это не гарантирует 100% результата. В любом случае шлепать и повышать голос, наверное, не лучшая идея. Самое главное – выбрать понятную ребенку линию поведения и не отступать, а придерживаться ее спокойно и последовательно. Ну, а по-моему, все члены семьи должны работать сообща.
А как правильно?
Семейный и детский психолог Светлана Глагола
Вот что думает по этому поводу Светлана Глагола, практикующий семейный и детский психолог из Бобруйска:
— Если вы спросите друзей, то обнаружите, что все дети начинают выбрасывать игрушки примерно в одном возрасте — около года. Это очень интересное явление, и заключается оно в том, что метание предметов для ребенка является способом развития мышления.
Когда взрослый собирается бросить курить, он точно знает, что произойдет дальше. Кроме того, они заранее знают, что стеклянные предметы будут разбиваться, мяч будет катиться, а погремушка будет издавать звуки. Наших знаний, опыта и развитого мышления достаточно, чтобы делать точные прогнозы.
У ребенка нет таких знаний. Младенцам потребуется много времени, чтобы понять, что они сами несут ответственность за шум. Так формируется личность ребенка.
Что делать родителям?
Будьте терпеливы и поддержите своего ребенка в его образовательном путешествии. Со временем он перестанет сам бросать игрушки и предметы.
Общие советы родителям в этот период:
— Будьте внимательны к потребностям вашего ребенка.
— Взять запрещенные для него предметы. Вы можете привлечь внимание ребенка к чему-то другому: воде в ванне, музыке.
— Старайтесь не использовать слово «нет» слишком часто, иначе ребенок перестанет на него реагировать. Слово «опасный» может использоваться для опасных для жизни ситуаций и объектов.
— Помните, что даже в этом возрасте ребенку необходимо знать, что он может, а что нет. Избегайте «исключений из правил».
— Поощряйте ребенка делать что-то самостоятельно. Дайте ребенку личное пространство (например, ящик для игрушек).
— Если вам нужно выйти из дома, вы должны сообщить малышу, когда вернетесь, но не часами, а привычными ритуалами (например: Я вернусь, когда вы вздремнете после обеда).
— Научите своего ребенка. Покажи мне, как использовать разные предметы. Попробуйте раскрыть их свойства.
— Обогатите сенсорный опыт вашего ребенка: позвольте ему касаться разных поверхностей, чувствовать разные запахи и слушать разные звуки.
Изображение от pixabay
Советы бывалых мам
Вот что ответили мамы из Бобруйска на вопрос, бросают ли их дети игрушки и другие предметы.
Юля, ее сыну 2 года:
— Да, он бросает. Я чаще объясняю, что нельзя и что можно сломать. Он понимает и начинает «жаловаться».
Наталья, дошкольный сын:
«Моей он бросил это и не заботился о том, как и что. Окончил школу, как только он пошел в детский сад, через несколько недель.
Ксения, мой сын имеет два с половиной года:
— Он тоже все и все тоже. Он не знает, что это не делать. Когда я спрашиваю его, почему он отвечает, что ему хотелось бы. Я надеюсь, что скоро мы покинем этот этап.
Судя по полу дюжины родителей, возраст, в котором начинается этот период, варьируется от детей от около девяти месяцев до двух лет. По их мнению, общая идея будет передана ребенку, заключается в следующем: медленно бросить, но только некоторые вещи в течение указанного времени и в определенных местах. Как это может быть достигнуто?
Вот несколько предложений.
Покажите своего ребенка альтернативу: вы можете бросить мяч в стену, кусочки бумаги в корзину, грязные носки для стиральной машины, чучела игрушки в корзину или, наконец, галька и листья для лужи.
Насколько это возможно, следует избегать реакции, особенно насильственная — ребенок может забрать его как надежный способ обратить внимание и повторить по случаю.
Никогда не кричите для своего ребенка или не дали ему шлепки, даже на плече. Объясните, после того, как ребенок слушает. Повторите столько раз, сколько необходимо.
Если ребенок бросает что-то в других людях, их следует остановить, четко объяснить, что это больно и повторяет его при каждой попытке. Если ребенок агрессивен, вы должны взять 1-3 минуты перерыва, например, взять ребенка в сторону, чтобы реализовать и разбить веселье.
Очистите вместе, положите вещи на место, не делайте этого для ребенка — пусть ему поможет ему (для его возраста).
Если ребенок бросает еду, вы должны сидеть рядом с ним и контролировать этот процесс, купить не жирные сосуды и не применяйте большое количество еды сразу — часто дети начинают бросать еду, когда они уже голодны.
Все, что мы были совместимы с одним: ценные хрупкие и опасные предметы должны быть помещены в сторону и никогда не оставляя глаза.