Ukids

Диагностика дизартрии у детей

diagnostika dizartrii u detej Разное

Нарушение произносительной части речи и моторики у детей с дизартрией связано с органическими поражениями головного мозга и центральной нервной системы. Это говорит о том, что лишь одними занятиями с логопедом лечение данной патологии не должно ограничиваться. В данном случае большую роль в дальнейшей жизни малыша играет комплексный подход к решению проблемы.

Комплексный подход к лечению дизартрии у детей включает в себя использование различных методов терапевтического воздействия:

  • медикаментозная терапия
  • упражнения лечебной физкультуры
  • дыхательная гимнастика
  • логопедический массаж, самомассаж артикуляционного аппарата
  • занятия с логопедом
  • психологическая помощь детям с нарушениями речи
  • лечебные ванны
  • пескотерапия
  • дельфинотерапия
  • иглоукалывание и рефлексотерапия
  • иппотерапия
  • занятия с родителями по развитию мелкой моторики и графо-моторных навыков, выработка навыков самообслуживания.

Медикаментозная терапия при дизартрии имеет своей целью улучшение умственной и интеллектуальной деятельности ребенка. Специальных лекарств от данной болезни не существует, поэтому врачам приходится обходиться неспецифическими средствами из группы ноотропов, которые безопасны для малышей. К таким препаратам, которые улучшают память и внимание, стимулируют умственную и познавательную деятельность, положительно влияют на образование и развитие интеллектуальных навыков, улучшают обучаемость ребенка, можно отнести:

  • «Фенибут»
  • «Гопантеновую кислоту»
  • «Энцефабол»
  • «Кортексин» и другие.

Остальные препараты (противосудорожные, сосудистые, метаболические и седативные) назначают маленьким пациентам лишь в связи с основным заболеванием, на фоне которого развивается дизартрия, например, при ДЦП.

Коррекция дизартрии у детей

Коррекционная работа с детьми, которым выставлен диагноз «дизартрия», заключается не только в том, чтобы сделать их речь понятной для окружающих, но и в улучшении лексического запаса, освоении навыков чтения и письма, развитии пространственного мышления.

Программа коррекционных занятий при дизартрии у детей состоит из следующих этапов:

  1. Формирование лексико-грамматического и фонетического компонентов речи
  2. Исправление коммуникативной функции речи
  3. Коррекция письма
  4. Развитие зрительно-пространственного мышления.

Обычно такие занятия проводятся логопедом в специализированных детских заведениях. При легкой степени дизартрии дети просто проходят курс коррекции речи и возвращаются домой с последующим обучением в обычной школе. Если же поражения головного мозга и ЦНС тяжелы, как, например, при ДЦП, дети обучаются в специализированных заведениях (интернатах) на постоянной основе под контролем специалистов.

Наука о логопедической коррекции дизартрии у детей с ДЦП берет сове начало еще в середине ХХ столетия. Тогда же были сформулированы основные фонетические принципы устранения нарушений речи:

  • В работе над звукопроизношением основной акцент нужно делать на семантике и акустических характеристиках слова, а не на артикуляции, с которой детки при ДЦП испытывают значительные затруднения
  • Основные усилия нужно направить на повышение качества акустического восприятия звуков различной силы, высоты и продолжительности, фонематического восприятия и кинематического восприятия артикуляции
  • Основные составляющие движения необходимо развивать при участии сначала больших, а затем уже и малых мышечных групп
  • Схему движения для понятности можно формировать на одном органе, а затем переносить на другой
  • Ребенку нужно позволить воспроизводить звуки доступным для него способом, опираясь не на формирование новых артикуляционных навыков, а с использованием уже имеющихся. У пор нужно делать на акустических свойствах звуков.
  • Необходима четкая автоматизация движений для формирования двигательных стереотипов, что предотвратит искажение звуков.

Моменты, которые надо учитывать в коррекционной работе при ДЦП:

  • Основным направлением работы является формирование фонетико-фонематической стороны речи, но немалое внимание уделяется и общей психической деятельности малыша
  • Моторная функция речи должна развиваться параллельно с фонематическими представлениями ребенка
  • Обязательным условиям для успешной работы логопеда является формирование положительной мотивации, стимулирующей ребенка совершенствовать свою речь
  • Занятия по развитию фонетического восприятия отдельных звуков и речи в целом должны немного опережать уроки правильного их воспроизведения.
  • Артикуляционные упражнения должны быть доступны для детей с дизартрией, а формирование правильного произношения нужно проводить с акцентом на акустических его особенностях.
  • Формирование артикуляционного праксиса должно быть последовательным, начиная от формирования воздушной струи, подключения к ней голоса, и заканчивая выработкой артикуляционных навыков.

Массаж при дизартрии

Переоценить важность логопедического массажа при дизартрии у детей очень трудно, ведь нарушения речи у них чаще всего связаны повышенным или сильно пониженным тонусом мышц лица и артикуляционного аппарата. Это затрудняет различные коррекционные мероприятия по развитию речи у малышей. Для того, чтобы логопедическая коррекция дизартрии приносила хорошие результаты, каждое такое занятие рекомендуется начинать именно с массажа, при необходимости добавляя элементы артикуляционной гимнастики.

Логопедический массаж при дизартрии у детей включает в себя такие направления:

  • Мимический (расслабляющий) массаж лица и шеи
  • Точечный массаж отдельных зон артикуляционного аппарата
  • Массаж языка при помощи рук и зонда
  • Самомассаж или выполнение пассивной мимической и артикуляционной гимнастики.

Массаж при отсутствии противопоказаний проводится специально обученным специалистом. Хотя некоторые элементы массажа доступны и родителям малыша после того, как логопед или медработник, в совершенстве овладевший элементами массажа, покажет, как их правильно выполнять.

Массаж зачастую проводится курсами от 10 до 20 процедур, длительность которых постепенно возрастает с 5 до 25 минут.

Посредством массажа достигается:

  • Нормализация мышечного тонуса (общего, мускулатуры лица и артикуляционного аппарата)
  • Снижение вероятности возникновения парезов и параличей мускулатуры речевого аппарата
  • Разнообразие артикуляционных движений и увеличение их амплитуды
  • Стимулирование групп мышц с недостаточной сократительной способностью вследствие нарушения иннервации
  • Формирование скоординированных произвольных движений органов речи.

Логопедические занятия при дизартрии у детей

Занятия с логопедом играют большую роль в развитии речи при дизартрии у детей. При комплексном подходе с учетом тяжести заболевания и сопутствующих патологий можно добиться неплохих результатов.

Логопедические занятия при дизартрии у детей проводятся в игровой форме и состоят из серии специальных упражнений, описанных в индивидуальной речевой карте маленького пациента. Эти упражнения подбираются с учетом особенностей речи пациента, связанной с нарушениями определенных отделов головного мозга. Длительность курса логопедических занятий зависит от скорости усвоения малышом речевых навыков, ну и, конечно же, от степени тяжести самой патологии.

Распространенные типы упражнений, используемые для коррекции речи у детей с дизартрией:

  • Упражнения для развития мелкой моторики, которые включают в себя элементы лечебной гимнастики и пальчиковые игры.
  • Упражнения для развития артикуляции, в список которых входит и логопедический массаж, дополненный пассивной и активной артикуляционной гимнастикой.
  • Занятия дыхательной гимнастикой для коррекции физиологического и речевого дыхания.
  • Коррекционные занятия по исправлению звукопроизношения плюс закрепление навыков правильной речи.
  • Упражнения для формирования навыков выразительной эмоционально окрашенной речи (правильное восприятие и воспроизведение тембра, ритма, интонации речи и оценка речи на слух, умение владеть своим голосом).
  • Упражнения на развитие речевой коммуникации (умение общаться вербальным способом) и достаточного словарного запаса у ребенка.

Занятия с логопедом могут проходить в индивидуальном порядке или в специализированных группах и классах садиков и школ, а также в специализированных учебных заведениях. Проводятся занятия в следующей последовательности:

  1. Подготовительный этап (массаж, артикуляционная и дыхательная гимнастика)
  2. Формирование первичных (основных) произносительных навыков
  3. Последовательное формирование коммуникативных умений.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Комплекс артикуляционных упражнений при дизартрии у детей может включать в себя как упражнения для общего развития речи, так и специальные серии упражнений, направленных на коррекцию произношения отдельных звуков.

Основной комплекс артикуляционной гимнастики для детей состоит из 10 упражнений с игровыми названиями, привлекательными для малышей:

  • Упражнение «Лягушка» представляет собой напряженную улыбку с приоткрытым ртом и сомкнутыми зубами, которую надо удерживать, не выдвигая нижнюю челюсть вперед, пока логопед досчитает до 5.
  • Упражнение хоботок не что иное, как максимальное вытягивание губ вперед при сомкнутых зубах и губах на счет до 5.
  • Упражнение «Лягушка-Хоботок» — это чередование двух вышеописанных упражнений.
  • Упражнение «Окошко» представляет собой поочередное открывание и закрывание рта на «раз-два».
  • Упражнение «Лопаточка»: улыбка при открытом рте, из которого на нижнюю губу свисает вытянутый «широкий» язык. Упражнение нужно выполнять без напряжения нижней губы, удерживая положение на счет до 5.
  • Упражнение «Иголочка»: улыбка при открытом рте, но язык выставляется острым. При этом надо стараться не загибать язычок кверху.
  • Упражнение «Лопаточка-Иголочка» — попеременное выполнение на счет «раз-два» вышеназванных упражнений.
  • Упражнение «Часики» используется как при диагностике, так и при коррекции дизартрии. Во время улыбки с открытым ртом язык движется вправо-влево, касаясь то одного, то другого уголка рта.
  • Упражнение «Качели»: в том же положении упираться кончиком языка то в верхние, то в нижние зубы на счет «раз-два».
  • Упражнение «Лошадка» — щелкание кончиком языка как имитация цоканию копыт лошади.

Формирование речевого дыхания у детей с дизартрией

Дыхательная недостаточность при дизартрии у детей проявляется в неправильном типе дыхания и коротком речевом выдохе. Упражнения для коррекции дыхательной функции направлены на формирование речевого и физиологического дыхания у детей с дизартрией.

Целью дыхательной гимнастики является увеличение объема дыхания, нормализация его ритма, выработка плавного, длительного и экономного выдоха.

Комплекс упражнений состоит из различных серий, включающих:

  • классические упражнения по формированию физиологического дыхания,
  • упражнения и игры для развития речевого дыхания без применения речи,
  • дыхательно-голосовые игры на материале гласных звуков,
  • идентичные упражнения с использованием согласных звуков,
  • дыхательно-голосовые игры с использованием слов,
  • игры, направленные на формирование удлиненного выдоха с одновременным произнесением фраз различной длины и сложности.

Как и в случае артикуляционной гимнастики упражнения на развитие речевого дыхания имеют привлекательные для детишек названия, проводятся в игровой, понятной для ребенка форме логопедом, имеющим опыт работы с такими детками. Малышам предлагают задуть «свечу», раздуть «костер», воспроизвести гудок паровоза или шипение кошки, поиграть на самодельных духовых инструментах, изготовленных из колпачков ручек или фломастеров и т. д. Основной упор делается на том, чтобы заинтересовать ребенка в занятиях и дать почувствовать себя полноценным человеком.

Развитие фонематического слуха у детей с дизартрией

Для всестороннего формирования речи ребенка с дизартрией важно научить ребенка не только говорить, но и воспринимать речь на слух. Если ребенок не умеет слушать и правильно понимать речь других, то у него намного легче будет сформировать правильное произношение звуков и слов.

Целью упражнений по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией является:

  • закрепление умений дифференцировать (различать) звуки родной речи,
  • развитие слухового внимания,
  • формирование умения согласовывать движения с текстом в зависимости от динамики и темпа изложения,
  • развитие умения ориентироваться в пространстве без помощи зрения,
  • совершенствование фонематического слуха: поиск слов с заданным звуком, определение места звука в слове, подбор слов с определенным звуком при составлении предложения, деление слов на слоги, построение простых и сложных предложений, определение неправильно произнесенных слов,
  • развитие самоконтроля за произнесением звуков и слов.

Обычно такие занятия проводятся в группах, чтобы повысить заинтересованность малышей в занятиях и на практике обучить их различным способам коммуникации. А вот формирование правильного звукопроизношения происходит уже во время индивидуальных занятий.

В последнее время дизартрия у детей — диагноз не редкий, но неизменно пугающий родителей. Это нарушения в произношении слов из-за недостаточной иннервации (связь тканей и клеток с нервными окончаниями) речевого аппарата. При этом наблюдается ограниченная подвижность губ, языка, мягкого нёба и других органов речи, что затрудняет артикуляцию (произношение).

Причины дефекта могут быть разными, поэтому при первых же симптомах требуется пройти соответствующее обследование и начать лечение. Итак, детская дизартрия: что это такое, какие формы она может приобретать и каков предполагаемый прогноз на будущее?

Виды дизартрии

Виды детской дизартрии зависят от поражённого места:

  • бульбарная обусловлена местным параличом мышц, участвующих в артикуляции, ей сопутствуют трудности глотания;
  • мозжечковая — поражение мозжечка, характеризующееся растянутой речью с постоянно меняющейся громкостью;
  • корковая — следствие поражения отделов коры головного мозга, отвечающих за мышцы, участвующие в артикуляции, сопровождается неправильным произношением слогов, хотя общая структура слова ребёнком сохраняется;
  • экстрапирамидная (другие названия — подкорковая, гиперкинетическая) возникающая при нарушениях в подкорковых узлах, отличается смазанной, невнятной речью с носовым оттенком;
  • паркинсоническая наблюдается при паркинсонизме, проявляется в замедленной, невыразительной речи;
  • псевдобульбарная дизартрия диагностируется при центральном параличе мышц, её основной симптом — монотонность речи;
  • экстрапирамидная — поражение отделов головного мозга, отвечающих за работ лицевых мышц;
  • стёртая форма дизартрии наблюдается при нарушении произношения шипящих и свистящих звуков;
  • холодовая — симптом миастении (нервно-мышечного заболевания), проявляется в речевых затруднениях при понижении или повышении температуры в том месте, где находится ребёнок.

Различные формы дизартрии проявляют себя по-разному, требуют индивидуального подхода в каждом конкретном случае, особого лечения. На специальном обследовании диагноз уточняется, и только после этого назначается курс терапии и намечаются прогнозы.

Если, например, холодовая или стёртая дизартрия у детей легко подвергается лёгкой коррекции у логопеда, позволяет детям учиться в обычной школе, то бульбарная и псевдобульбарная могут остаться на всю жизнь даже при самой интенсивной терапии. Многое зависит от того, почему были поражены те или иные участки головного мозга.

Причины заболевания

Вполне логично желание родителей понять, почему именно их ребёнок оказался подверженным дизартрии. Причин заболевания не так много. Это могут быть:

  • органическое поражение ЦНС, когда мускулатура детского лица существенно или незначительно ограничена в движении, детский церебральный паралич (ДЦП);
  • серьёзные поражения головного мозга, отдельных его участков — самая частая и существенная причина детской дизартрии, а они уже обусловлены внутриутробной инфекцией, недоношенностью, несовместимостью резус-факторов мамы и малыша, родовыми травмами, патологиями в развитии плаценты, асфиксией, сильным токсикозом, который перенесла мама, будучи беременной;
  • энцефалит, менингит, которыми переболел ребёнок.

Из-за того, что заболевание связано с нарушениями центральной нервной системы и головного мозга, требуется тщательное обследование детей с дизартрией в условиях стационара. Оно основывается на системном подходе, разработанном отечественными логопедами, при котором учитывается специфика речевых и других нарушений в развитии ребёнка, его общее психоневрологическое состояние и возраст.

На сегодняшний день разработаны различные эффективные приёмы ранней диагностики заболевания. В обследование вовлекаются самые разные специалисты: логопеды, психологи, терапевты, психотерапевты, психоневрологи, дефектологи и многие другие — в зависимости от формы дизартрии.

В каких случаях родителям нужно обращаться к врачам за такой комплексной помощью? Существуют определённые симптомы, по которым можно заподозрить заболевание на ранних стадиях.

Симптомы и признаки дизартрии у детей

Полная характеристика детей с дизартрией составляется специалистами, но ряд симптомов родители могут увидеть самостоятельно и предпринять необходимые меры для лечения заболевания. Помимо нарушений звукопроизношения сбиваются голос, речевое дыхание, темп, ритм, мелодичность речи. К признакам дизартрии относятся:

  • слабость артикуляционных мышц, которая проявляется по-разному: при открытом рте язык ребёнка вываливается самопроизвольно наружу, губы слишком плотно сжаты или чересчур вялые и не смыкаются, наблюдается повышенное слюноотделение;
  • кажется, что ребёнок постоянно говорит в нос, хотя признаков гайморита и насморка нет;
  • звуки в словах искажаются, заменяются на другие, пропускаются — причём не какой-то один определённый звук, а несколько или сразу все;
  • нарушается речевое дыхание: к концу фразы речь затухает, в середине предложения ребёнок может задохнуться, начать часто дышать;
  • наблюдаются нарушения голоса: у детей, страдающих дизартрией, он слишком высокий и писклявый;
  • проблемы с мелодичностью речи: ребёнок не в состоянии изменять высоту тона, речь отличается монотонностью, поток слов слишком быстрый или чересчур замедленный, но в обоих случаях непонятный.

Внимательные родители могут заметить нарушение речи у своих детей уже в раннем возрасте. Это позволит своевременно обратиться к нужным специалистам и по возможности подготовить ребёнка к школе. При некоторых формах дизартрии и успешном лечении такие детки вполне обучаемы в обычных школах. Для всех остальных существуют специальные коррекционные программы обучения, так как нарушения речевого аппарата не позволяет полноценно сформироваться навыкам чтения и письма.

Лечение дизартрии в детском возрасте

Заболевание требует лечебно-педагогического комплексного воздействия. Медикаментозное лечение дизартрии у детей сочетается с логопедической коррекцией и ЛФК.

  • Логопедия

Логопеды, занимаясь с такими детьми, обращают внимание на общее развитие всех сторон детской речи: словаря, фонетического слуха, грамматического строя. Для этого создаются специальные логопедические группы в детских садах и коррекционные речевые школы. Специалисты используют преимущественно игровые методы коррекции, применяя компьютерные тренажёры и программы, которые позволяют быстро справиться с обнаруженными проблемами.

  • Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение дизартрии предполагает назначение таких препаратов, как ноотропы. Они оказывают специфическое влияние на высшие функции мозга, улучшают память и умственную деятельность, облегчают процесс обучения, стимулируют познавательные функции и интеллектуальную деятельность ребёнка. Среди них могут быть: энцефабол, пантогам (другое название — гопантеновая кислота), глицин, фенибут, семакс, церебролизин, кортексин, церепро.

  • ЛФК

С ребёнком занимаются специальной гимнастикой — артикуляционной, цель которой — укрепить лицевые мышцы. Проводятся также логопедический и точечный массаж, выполняются упражнения с пальчиками.

Прогноз при дизартрии в детском возрасте всегда остаётся неопределённым, так как болезнь предполагает необратимые нарушения ЦНС и отделов головного мозга. Цель лечения данного заболевания — формирование у ребёнка речи, понятной окружающим и не мешающей дальнейшему усвоению элементарных навыков чтения и письма.

Новые статьи

Мы в социальных сетях

наверх