Как было бы здорово, если бы все мальчики и девочки всегда вели себя хорошо и делали только то, что позволяли им родители! Тогда детей никогда не придется ругать и наказывать. К сожалению, это невозможно: идеальных людей не бывает, и дети не исключение.
У детей иногда возникают приступы бурных эмоций, во время которых они падают на пол, пинают пол, кричат, бьют окружающих. Понимание причин детских истерик и поведения может помочь родителям разработать меры по предотвращению неприятных эпизодов.
Плохое поведение детей обычно происходит, когда ребенок устал, голоден или расстроен.
Чаще всего такое поведение появляется как реакция на запрет взрослых (нельзя брать предметы в руки, нельзя играть в лужах) или отказ купить игрушку или плитку шоколада.
Иногда такая вспышка может быть следствием конфликта со сверстниками, например, когда ребенок лишен игрушки и не знает, что делать в этой ситуации, как привлечь внимание взрослых, как выразить свою неприязнь.
Психологи выделяют четыре наиболее существенные причины, лежащие в основе нарушения поведения:
1. Ребенок хочет внимания;
2. Я не хочу слушаться взрослых;
3. хочет получить над ними преимущество;
4. Месть взрослым за то, что их не любили и не обижали.
Игрушки
В ряде случаев вспышки плохого поведения у детей являются физиологической и психологической нормой развития. Замечено, что плохое поведение встречается в следующие периоды развития детей: 2-3 года, 5 лет, 7-8 лет и в подростковом возрасте. В эти критические периоды дети пытаются обозначить свою индивидуальность и провести невидимую черту между собой и другими. Как правило, в критические возрастные периоды развитие речи ребенка не идет рука об руку с его эмоциональным развитием. Дети не способны вербализовать происходящие в них изменения, выразить свои чувства и желания. К тому же в этом возрасте нервная система ребенка более чувствительна, ранима, а потому склонна к вспышкам хулиганства.
«Что нам следует сделать?» — ты спрашиваешь. Постарайтесь уделять немного больше внимания эмоциям вашего ребенка. Постарайтесь разобраться в причинах их образования и помочь ребенку познакомиться с различными эмоциями и тем, как они проявляются.
Если произошла истерика, рекомендуются следующие тактики:
- Если истерика является реакцией на отказ или запрет взрослого, родители должны не сразу отменять решение взрослого, а твердо сказать «нет» (если, конечно, запрет действительно необходим).
- Если ребенок просит сдержанности, удовлетворите эту просьбу. Но любое учение в этот момент будет преждевременным.
- Во время истерики не рекомендуется поднимать малыша с пола или силой брать его на руки.
- Не рекомендуется оставлять ребенка одного во время истерики. Это может быть небезопасно.
- Однако если взрослый находится в состоянии крайнего возбуждения и не может контролировать свои действия, лучше дистанцироваться от ребенка.
Очень часто родители в состоянии гнева кричат на ребенка или шлепают его (иногда не осознавая силы удара). Позже они испытывают чувство вины и раскаяния. Поэтому желательно, чтобы мы контролировали свои эмоции именно тогда, когда просим об этом ребенка.
Когда приступ наиболее интенсивен, ребенок может не слышать увещевания взрослого, но когда «эмоциональный накал» спадет, можно попытаться отвлечь ребенка, направив его внимание на какое-либо действие или предмет.
А теперь несколько рекомендаций, касающихся того, как строить стиль своего поведения с вашим капризным ребенком.
- Подавайте пример своим поведением – контролируйте свои эмоции, когда ребенок подражает вашему поведению;
- Уделяйте ребенку достаточно внимания, чтобы он никогда не чувствовал себя обделенным, но в то же время объясните ему, что бывают моменты, когда у вас на уме другие вещи, и вам нужно это понять и принять;
- Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что он хочет, но и запрещать все нельзя; четко определите, что можно и чего нельзя делать и согласуйте это со всеми членами семьи;
- Помните, что ребенку необходимо 8-10 ласковых, дружеских прикосновений от родителей и несколько одобрительных взглядов каждый день для правильного эмоционального развития и уверенности в себе;
- Поймите, что приступы истерии чаще всего связаны с желанием привлечь к себе внимание или вызвать жалость или сочувствие. Не балуйте ребенка, не меняйте своих требований, лучше объясните ребенку, когда он успокоится, почему вы сделали то, а не это.
- Если, несмотря на все ваши усилия, истерики случаются очень часто, обратитесь к профессионалу.
* Этот материал основан на учебнике «Учимся быть хорошим родителем для детей от 0 до 3 лет».